В день памяти свв. Флора и Лавра епископ Феоктист возглавил литургию в...

В день памяти свв. Флора и Лавра епископ Феоктист возглавил литургию в храме Воскресения Словущего во Флоровском

31 августа 2019 года, в день памяти свв. Флора и Лавра, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил праздничную литургию в храме Воскресения Словущего в селе Флоровском Большесельского района.
По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма и лития на могилах священников, несших здесь служение, — протоиерея Сергия Вишневского и священника Николая Добронравова.
Также Владыка посетил музей памяти протоиерея Сергия Вишневского, который организован при храме.
***
Я позволю себе немного поразмышлять на тему, может, не напрямую связанную с Флором и Лавром, с этим местом, но тем не менее тему, определяющую всю нашу жизнь – о Духе Святом.
В евангельском чтении, которое положено на память мучеников, были слова Господа нашего Иисуса Христа о том, что хула на Сына простится, а хула на Духа Святого не простится ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32; Лк. 21, 10).
Здесь нам стоит подумать, как воспринимали Дух Святой те люди, к которым Христос обращался тогда. Это были ветхозаветные иудеи, в иудейском представлении Дух Божий выполнял две важные функции: через Дух Свой Бог, во-первых, влиял на дух и сердце человека, и, во-вторых, посредством Его человек узнавал Божественную истину. Но мы прекрасно понимаем, что если человек продолжительное время не будет пользоваться какими-либо своими способностями, он утратит их. Если мы в течение длительного времени не будем пользоваться, к примеру, рукой, то она атрофируется. Чарльз Дарвин рассказывал, что в юности он любил музыку и поэзию, но потом настолько посвятил себя биологии, что совершенно забросил их. Поэтому поэзия в дальнейшем потеряла для него всякое значение, а музыку он воспринимал лишь как шум; и он говорил, что если бы ему пришлось прожить жизнь сначала, он позаботился бы о том, чтобы у него было время читать стихи и слушать музыку, дабы не утерять способности наслаждаться ими.
Точно так же можно утерять способность узнавать Бога. Снова и снова отказываясь от Слова Божия, снова и снова выбирая альтернативный путь, снова и снова закрывая глаза и уши для Бога, отказываясь видеть Его и слышать Его — мы, наконец, забудем Его настолько, что не узнаем Его даже в том случае, если встретимся с Ним лицом к лицу. И тогда зло будет для нас добром, а добро станет злом. Именно это произошло с книжниками и фарисеями: они ослепили себя настолько, что при встрече с Воплотившимся Богом не смогли Его узнать.
Почему непростителен грех хулы на Духа Святаго? Потому что в таком состоянии человек неспособен к раскаянию. Если человек даже не сознает того, что он грешит, если благодать Божия не взывает к нему, он не может раскаяться. Это не означает, что Бог отвернулся от него, это сам человек, своими неоднократными отказами внимать Богу, лишил себя возможности слышать голос Бога в своем сердце.
Мне бы хотелось сегодня, в день памяти мучеников Флора и Лавра, всем пожелать, чтобы мы с вами всегда были честны перед Богом и никогда от Него не закрывались, чтобы малейшие действия Духа Святого – Духа Божия фиксировали в своих сердцах и исполняли то, что Он нам повелевает.
Благодарю вас за совместную молитву, надеюсь, что это место вашими трудами, вашими молитвами, молитвами покойного отца Сергия и всех тех людей, которые потрудились на этом месте, будет жить! Дай Бог, чтобы наши общие молитвы и надежды оправдались.
***
Протоиерей Сергий Николаевич Вишневский.
Родился 1 января 1926 года в селе Большое Богородское Угличского уезда Ярославской области.
В 1940 году окончил Шестихинскую неполную среднюю школу и поступил в ремесленное училище при Горьковском автозаводе. Стал слесарем. С осени 1941 по весну 1942 гг. пережил бомбежки. Вернулся домой. Нередко ходил за 35 километров в село Флоровское к своему дедушке — священнику Николаю Добронравову, а иногда подолгу там оставался. У о. Николая он познал основы христианской жизни, научился читать по-церковнославянски, петь на богослужениях.
В 1948 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1952 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Иподиаконствовал у митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича).
7 июля 1952 года архиепископом Можайским Макарием (Даевым) рукоположен во диакона, а 9 июля — в пресвитера. Служение нес в Преображенской церкви в Богородском. В 1967 году поступил в аспирантуру при Московской духовной академии. Тогда же назначен в храм свв. апостолов Петра и Павла. Затем служил в храме свт. Николая в Хамовниках, храме Воскресения Словущего на ул. Неждановой, Троицком храме Пятницкого кладбища, храме Знамения Богоматери у Рижского вокзала.
В августе 1990 года переехал в село Флоровское Большесельского района Ярославской области, занимался восстановлением храма Воскресения Словущего, в котором служил его дед — священник Николай Добронравов.
Ветеран Великой Отечественной войны, имел множество церковных и государственных наград.
Воспитал четверых сыновей.
21 марта 2017 года после тяжелой болезни отошел ко Господу.

Пресс-служба Переславской епархии