Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик

Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик

Дамиан (Воскресенский), епископ Переславский, викарий Владимирской епархии (12 мая 1918 — 22 декабря 1925, 2 февраля 1926 — 8 мая 1927)
Архиепископ Дамиан (Воскресенский)Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина.
Окончил Курское духовное училище и в 1894 году — Курскую духовную семинарию.
В 1894-1895 годах  служил  псаломщиком церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии.
В 1895-1897 годах работал надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
6 января 1897 года рукоположен во иерея епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора города Путивля.
В 1901 году, после смерти жены, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил Санкт-Петербургский Археологический институт.
27 ноября 1904 года пострижен в монашество с именем Дамиан архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским).
В 1904-1905 годах состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма святого благоверного Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо священника Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).
В 1905-1907 годах — преподаватель гомилетики Смоленской духовной семинарии, в 1907-1908 годах — смотритель Старооскольского духовного училища. С 1908 по 1911 год — на той же должности в Обоянском духовном училище.
28 июля 1911 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
12 мая 1918 года хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Пребывал в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сентября 1920 года Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 года предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы.
13 января 1922 года был досрочно освобожден по амнистии. Вернулся в Переславль-Залесский Данилов монастырь, где выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из монастыря.
В июне того же года еп. Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам епископа Дамиана, он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему», соглашаясь с ограничениями, поставленными митрополитом Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-административным вопросам епископ Дамиан игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени патриарха Тихона, что вызывало доносы местных священников-обновленцев.
5 декабря 1922 года епископ Дамиан был арестован Владимирским отделом ГПУ.  В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». Виновным себя не признал.
23 февраля 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам приговорен к 2 годам ссылки, которую отбывал в поселке Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ноябре 1925 года назначен временно управляющим Владимирской епархией.
22 декабря 1925 года участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 года он посетил в Нижнем Новгороде митрополита Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митрополиту Сергию. В связи с этим епископ Дамиан призвал членов ВВЦС признать митрополита Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 января митрополит Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в том числе и епископа Дамиана. Убедившись в раскольнических действиях архиепископа Григория, 2 февраля епископ Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.
В 1926-1927 годах временно управлял Владимирской епархией.
В 1927 году возведен в сан архиепископа.
С мая 1927 года — архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией.
25 апреля 1928 года перемещен на Курскую кафедру. По словам архиепископа Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с другими украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви.
В 1929 году призывался на летнюю сессию Священного Синода.
С 1930 году в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиепископом Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.
9 февраля 1930 года был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».
Священномученик Дамиан (Воскресенский). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря.Вновь арестован 26 июля 1932 года в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной области РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским епископом Николаем (Могилёвским), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу так называемой Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти». 26 декабря 1932 года Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Осенью 1937 года НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиепископ Дамиан был доставлен в поселок Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области. Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне город Медвежьегорск, Карелия. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Память 21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборах Курских и Полтавских святых.
Молитвословия:
Тропарь, глас 4:
От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва:
Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

 По материалам Открытой Православной энциклопедии «Древо»