Память Феодоровской иконы Божией Матери почтили в Феодоровском монастыре Переславля

Память Феодоровской иконы Божией Матери почтили в Феодоровском монастыре Переславля

29 августа 2019 года в день попразднства Успения Пресвятой Богородицы, перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил Божественную литургию в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского.
За богослужением молились игуменья Даниила (Северенко) с сестрами обители.
Во время богослужения владыка совершил чин хиротесии в иподиакона чтеца Виктора Корчагина.
По окончании литургии владыка Феоктист возглавил крестный ход по территории монастыря.

***

Дорогая матушка, дорогие сестры, с очередным престольным праздником, с днем памяти Феодоровской иконы!
Я вчера об этом говорил в Богоявленском монастыре и сегодня повторю эту мысль. Мне думается, что это главный образ Божией Матери для нашей епархии, потому что он был личным молельным образом святого благоверного князя Александра Невского, опять же, главного покровителя нашей земли, и, соответственно, по преемственности это для нас наиболее чтимая икона.
Сегодня в евангельском чтении мы слышали ссылку апостола Матфея (Мф. 24, 15) на пророка Даниила (Дан. 9, 27). Вообще, апостол Матфей часто ссылался на пророков, потому что свое Евангелие он писал для своих соплеменников, для израильтян. Так вот он приводит слова Господа нашего Иисуса Христа, который ссылается на пророка Даниила – о мерзости запустения на святом месте. Об этой мерзости запустения на святом месте разные мнения существуют.
Кто-то говорит, что Господь имел в виду разрушение Иерусалима в 70-м году и разрушение иерусалимского храма, который, как мы знаем, до сих пор не восстановлен, осталась лишь стена от него. По мнению толкователей, началась эта мерзость в 66-м году по рождестве Христовом, когда в храме был убит священник, была пролита кровь священника в храме. Через три с половиной года пришли римляне со своими знаменами и захватили город, утвердили свои языческие символы на этом святом месте. Часть толкователей говорит о том, что это как раз и есть мерзость запустения, которую имел в виду Господь Иисус Христос. Это толкование имеет право на жизнь, очень историчное толкование.
Но у Священного Писания есть несколько уровней прочтения, если мы уйдем от буквального уровня прочтения на другой, типологический в данном случае, то мы услышим других толкователей, которые говорят о том, что мерзость запустения — это искажение слов Священного Писания и небрежение к ним. Мне думается, что для нашего времени очень актуально такое прочтение, потому что мы все, абсолютно все, имеем способность читать, умеем способность понимать. Любой из нас может открыть текст Священного Писания или какие-то сопряженные со Священным Писанием тексты, и понимать так, как ему вздумается. Есть те люди, которые пытаются с помощью Священного Писания продвигать свои далеко не христианские идеи. Есть те люди, которые вымарывают определенные эпизоды Священного Писания, как неудобные. Но каждый из нас, в любом случае, пропускает Священное Писание и Предание Церкви через призму своего разума. Есть то, что нам нравится, есть то, что мы не принимаем, и то, что нам неприятно, и поэтому мы не принимаем, потому что это как-то задевает нас и кажется «крестом для разума».
Личность Божией Матери — это определенный крест для разума. Она стала Той, кем Она стала, благодаря тому, что сумела в свое время, через архангела Гавриила сказать Богу «да будет мне по глаголу Твоему». Ее «да будет», это не русское «пускай будет, как скажут». Нет, это страстное желание того, чтоб была исполнена воля Божия. По сути дела, Она тогда, во время Благовещения, произнесла молитву Господню «Отче наш», так как мы каждый день ее произносим, говорим – «да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Не «пускай будет воля Твоя, так и быть», нет, эти слова означают, что я хочу, я всецело, можно сказать страстно желаю исполнения воли Божией. Так звучит молитва и такую интенцию имеют те слова и те формы, в которых она написана на языке оригинала. И точно также, такую же интенцию имело согласие Божией Матери. С Ней связано очень многое у каждого человека, и связано многое в жизни Церкви. Когда мы изучаем Предание, то зачастую как раз жизнь Божией Матери и то, что о Ней говорит Предание, чудеса, связанные с Ней, являются определенного рода крестом для разума, в них бывает очень непросто поверить.
И если мы не умеем бороть соблазны, связанные с нашим позитивистским взглядом на мир, если мы не имеем возможности в чистоте сердца воспринимать все Предание, которое касается Пресвятой Богородицы и принимаемое Церковью, то получается, что в нашей душе наступает мерзость запустения.
Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы в конечном итоге молитвы к Божией Матери помешали превратиться нашим душам в мерзость запустения «на месте святом, где не подобает». А напротив, чтобы молитвы к Ней, Ее предстательство укрепляло нас в решимости и желательности исполнении воли Божией в жизни каждого из нас и всего мира.
Слово епископа Переславского и Угличского Феоктиста 29 августа 2019 года на литургии в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского.

Пресс-служба Переславской епархии