Епископ Феоктист: комментарий на Библейское чтение Великого поста 8 апреля

Епископ Феоктист: комментарий на Библейское чтение Великого поста 8 апреля


Книга пророка Исаии. Глава 37, стихи 33-38. Глава 38, стихи 1-6.

33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: “не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего”.
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.
37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

ГЛАВА 38.

1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
3 “о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих”. И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Царь Иудеи Езекия был воспитанником пророка Исайи. О жизни и деятельности этого царя говорят сразу несколько книг Священного Писания: Четвертая книга Царств, Вторая книга Паралипоменон и книга пророка Исайи. Применительно к сегодняшнему чтению особо любопытны причины, которые привели к смертельной болезни царя. Эта болезнь была частью общего процесса, который кратко описан в книге Паралипоменон: «оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2 Пар. 32:31).

А далее в этой книге рассказ об Езекии оканчивается ссылкой на пророка Исайю: «Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии» (2 Пар. 32:32). Блаженный Иероним Стридонский полагал, что причиной испытания Езекии было то, что после всех его военных и политических успехов, после проведённых им реформ и после необычайных знамений от Бога «превознеслось сердце его». «Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрёт, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его». Возможно, это так. Возможно, что были какие-то иные причины. Здесь интереснее не причины, а следствие.

Бог может оставить любого, а почему это происходит в конечном счёте известно Одному лишь Богу. Может оставить и зачастую оставляет. Пример Езекии интересен не причинами, из-за которых произошло то, что произошло, а, в первую очередь, следствиями и реакцией Езекии. Можно было сделать вид, что ничего не произошло, принять свою болезнь без всякого сопротивления и умереть. Можно было вступить в спор и вспомнить о всех своих благих делах, о всех подвигах и о всех, данных Богом, обетованиях. А можно было не доискиваться причин, не говорить о своих заслугах, не впадать в фатализм, а отвернуться ото всех в сторону храма и прибегнуть к Богу в искренней и тёплой молитве.

Именно это последнее и сделал Езекия. Как показало дальнейшее развитие событие, именно это действие и ждал от Езекии Бог. Его молитва — в первую очередь акт величайшего смирения великого человека.

Радио Вера