Епископ Феоктист: комментарий на Библейское чтение Великого поста 9 апреля

Епископ Феоктист: комментарий на Библейское чтение Великого поста 9 апреля


Книга пророка Исаии. Глава 40, стихи 18-31.

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: “путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего”?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вопрос, который задаёт пророк Исайя в самом начале этого библейского чтения, пожалуй, никогда не утратит актуальности: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?» Этим вопросом пророк обозначает извечную проблему человеческого разума: для нас зачастую оказывается бесконечно сложно и даже почти невозможно иметь правильные представления о Боге.

Каждый из нас имеет тенденцию уклоняться в ту или иную сторону при попытках размышления о Боге. Само по себе такое размышление таит в себе опасность. Как человеку думать о личности и не представлять себе физический образ этой личности? Отсюда вытекает набившее оскомину маргинальное представление о Боге как о некоем седовласом старце, восседающем на троне где-то в районе космоса. По своей сути подобное представление мало чем отличается от упоминаемых Исайей идолов, которые изготовляют художники и в зависимости от достатка заказчика покрывают либо золотом, либо делают из приличных случаю пород дерева. Исайя от лица Бога задаёт своим слушателям риторический вопрос: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?».

Но почему человеку так сложно не уподоблять Бога кому-либо или же чему-либо? Причина же в том, что наш разум не свободен. Ему одинаково сложно жить с мыслью о все превосходящей личности Творца, не имеющей ни вида, ни какого-то подобия, и с мыслью о том, что одновременно могут существовать несколько взаимоисключающих, но при этом одинаково истинных высказываний. Мы пленены тем, что можно назвать догматичным мышлением. Так и только так.

Тогда как при рассуждении о Боге и вообще о духовной жизни есть только один верный путь: путь антиномий. Самый яркий пример христианских антиномий — это утверждение, что Бог един, но при этом Бог Троица. Все те примеры из области физических реалий, который традиционно приводят в качестве иллюстрации видимого существования троичного единства — к примеру, кирпич и пламя, довольно ущербны и годятся разве что для начального уровня воскресной школы.

Говоря о Боге, мы забываем, что Он Иной, что любое слово, которым мы пытаемся Его описать, почти автоматически принимает другое значение. Но мы остаёмся людьми и продолжаем говорить о Боге человеческим языком, который постоянно изменяется, отражая скоротекущие реалии мира сего, коему он, язык, и принадлежит. Может, нам стоит попытаться пойти по пути, который со слов Самого Бога описывает пророк Исайя, и просто замереть перед величием Творца и не пытаться притянуть Его к тому, что мы видим и слышим перед собой?

Радио Вера