Епископ Феоктист: комментарий на воскресное Евангелие 5-й Недели Великого поста

Епископ Феоктист: комментарий на воскресное Евангелие 5-й Недели Великого поста

Евангелие от Марка, 47 зач., глава X, стихи 32-45 

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что’ будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Каждый знает, что часто мы все бываем глухи. Не в физическом смысле и не в музыкальном, а в смысле глухоты к словам, мыслям и чувствам тех, кто находится рядом с нами. Апостолы мало чем от нас отличались. Они тоже в какие-то моменты являли примеры поразительной абсолютной глухоты. Вот и в этом евангельском отрывке слова Христа Спасителя о том, что Он «предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» совершенно не касаются слуха апостолов. Евангелист Марк неслучайно сразу после этих Христовых слов использует наречие «тогда»: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн». Стоило Спасителю закончить речь, как к Нему тут же подошли два апостола. Видимо, апостола Марка тоже немало поразила глухота сыновей Зеведеевых. У них, как и зачастую у нас, глухота была обусловлена не особенностями слухового аппарата, а крайне громкими и навязчивыми собственными мыслями. Они ликовали на этом последнем пути в Иерусалим, они ожидали воцарения Мессии-Христа и, как следствие, были оглушены собственными перспективами, ведь они были с Иисусом с самого начали, они те, кто должен был стать опорой нового израильского царя. Все эти мысли Иаков и Иоанн обрушили на Христа Спасителя. Удивительна Его спокойная реакция. Он не укоряет их за невнимание к только что сказанным словам, Он отвечает по сути вопроса. Но, конечно, речь Его вовсе не о том царстве, о котором так страстно мечтали апостолы. Спаситель говорит о Царстве Славы — Царстве Небесном. Быть по правую и по левую руку, то есть быть в особой близости к Богу могут лишь те, «кому уготовано». По смыслу текста очевидно, что речь идёт о предвечном плане Бога. Эти слова не означают предопределённости, они свидетельствуют о могуществе Божием и о том, что Он вне времени. То, что для нас будущее, для Него — свершившееся. Но что именно и как произойдёт в будущем в жизни каждого из нас — зависит не столько от Бога, сколько от свободной воли каждого человека. Слова же Христа Спасителя «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит» не умаляют достоинства Бога-Сына, они свидетельствуют, что у Бога нет пристрастия, как сказал апостол Павел, «ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11). Дружеские отношения с человеком Иисусом никак не влияют на решение вопроса о первенстве в Царстве Божием. Первенство и величие определяется не дружбой и близостью, не какими-то особыми заслугами, а исключительно смирением, которое выражается в поставлении самого себя на последнее место и в стремлении без всякого лицемерия служить всем.

Радио Вера