Феодоровская икона Божией Матери. Сила противостоять греху

Феодоровская икона Божией Матери. Сила противостоять греху

В день празднования Феодоровской иконы Божией Матери 27 марта 2019 года в Феодоровском женском монастыре прошло торжественное богослужение, которое совершил епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении духовенства епархии. По завершении Литургии владыка возглавил крестный ход , после которого обратился к многочисленным прихожанам, паломникам и гостям города со словами архипастырского благословения:
— Дорогие друзья, дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сестры!
Знаете, я смотрю на Феодоровскую икону и параллельно думаю о праотце Ное, которому посвящены все чтения из книги Бытия на этой неделе. История про Ноя очень интересная. Но прежде, чем о ней говорить, нам стоит посмотреть на эту икону и задать самим себе вопрос: «Здесь изображение точное или реальное, правдивое?» Так вот, фактическое изображение кого-либо на доске, на бумаге, на холсте не всегда является правдой. Но на иконе изображена правда, несмотря на то, что это не точное изображение Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
Мы сегодня слышали о праотце Ное, это чтение было очень кратким. Там было сказано, что Ною было 600 лет, когда он построил Ковчег. И дальше буквально несколько слов о том, как все и Ной с семьей зашли в Ковчег. Впервые о том, что необходимо будет строить Ковчег, Ной услышал, когда ему было 500 лет. То есть он строил Ковчег 100 лет. Многие древние святые говорили о том, применительно к этому чтению, что Бог очень долготерпелив и дал 100 лет на покаяние человечеству. Человечество не исправилось. Действительно, есть такой смысл в этом чтении. Но есть и еще один. Если мы уйдем от того, чтобы пытаться видеть фактическую правду в словах бытописателя, в словах пророка Моисея; если мы уйдем от попыток понять, как возможно было человеку жить 600 лет и больше; о том, как возможно было поместить всех животных в Ковчег, какой он должен был быть величины и, вообще, каким образом можно было привлечь туда всех этих животных; если мы уйдем от этих рассуждений и подумаем о всей этой истории так, как думаем о древнерусской иконе, то поймем, что Ной являет собой образ праведника, который всегда одинок.
Книга Бытия, как и многие другие книги Священного Писания, похожа по своему устроению на древние иконы или на древнюю живопись. Если мы посмотрим, скажем, на египетскую живопись, то тоже увидим нечто схожее с нашими иконами. Там не соблюдены пропорции, там выделяется что-то наиболее важное за счет увеличения площади этого рисунка. Мы не древнего рисунка ждем от иконы, реалистичной передачи окружающей среды. Мы понимаем, что она говорит с нами особым языком. Об этом языке написано очень много трудов.
Точно так же и Священное Писание говорит с нами не на языке летописи с точными описаниями всего происходящего, а на языке аллегорий, на языке, схожим с языком иконы. Так вот на этом языке образ Ноя — образ праведника, который всегда одинок, который одинок перед лицом греха, который одинок перед Богом. Отсюда вытекает еще одна важная мысль, что грех к каждому человеку подходит какими-то своими путями. Даже в Раю, когда Адам и Ева были едиными, мы видим, что змей с каждым из них говорит по-разному. Каждому — свое искушение. Еве — через змея, Адаму — через Еву. Это разные языки. Несмотря на то, что они рядышком, грех говорит по-разному. Это то, что нам стоит помнить.
Стоит помнить, что у каждого из нас есть свои искушения, и каждый из нас на своем языке говорит с Богом, каждый из нас отстаивает правду Божию своим путем. Это важно помнить, чтобы не повиноваться коллективному чувству. Когда видишь много согрешающих, то закрадывается мысль, что раз все согрешают, то не случится ничего страшного, если согрешу и я. Нет. У нас нет коллективной ответственности перед Богом. У нас есть только индивидуальная ответственность, и это нам очень хорошо показал праотец Ной.
Дай Бог нам это помнить, дай Бог нам часто прибегать к Феодоровскому образу Божией Матери с тем, чтобы у нас через это прибежище были силы противостоять греху и возрастать в добродетели. Помощи всем Божией, еще раз всех с праздником!
Затем состоялись пресс-конференция и круглый стол «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов».

Пресс-служба Переславской епархии