Иннокентий (Фигуровский) митрополит Пекинский и Китайский

Иннокентий (Фигуровский) митрополит Пекинский и Китайский

Иннокентий (Фигуровский), епископ Переславский (3 июня 1902 — апрель 1918)
Иннокентий ФигуровскийИван Аполлонович Фигуровский, родился 22 февраля 1863 года в селе Пановском Енисейской губернии и округа в семье священника. И его старший брат Василий и младший брат Павел стали священниками. В 1879 году отец семейства скончался.
По окончании курса учения в Красноярском духовном училище поступил в 1878 году в Томскую духовную семинарию, по окончанию курса в четвертом классе и переводом в пятый класс, в 1882 году был уволен в епархиальное ведомство согласно прошению.
Согласно прошению, епископом Енисейским Исаакием был определен псаломщиком к Балахтинской Введенской церкви. В ноябре 1883 году венчался с Анной Петровной, дочерью священника села Балахты Петра Симонова.
В 1884 году был рукоположен во священника к церкви святого пророка Илии в селе Дербинском Енисейской губернии. 19 февраля того года был перемещен в Покровскую церковь села Верхне-Кужебарского Минусинского округа на границе с Китайской империей.
Овдовел через год после венчания. 19 декабря 1885 года был отчислен от занимаемой должности по прошению.
В мае 1886 года был принят в число воспитанников 4-го класса в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил в 1888 году, поступив сразу в столичную духовную академию. Во время учебы в академии в 1890 году был пострижен в монахи и принял имя Иннокентий.
В 1892 году получил степень кандидата богословия и стал смотрителем Александро-Невского духовного училища.
В 1894 году был возведен в сан архимандрита и занял пост ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. Отец Сергий (Страгородский) в те годы хвалил заведенные им порядки в семинарии.
В 1895 году стал настоятелем Московского Покровского миссионерского монастыря.
28 сентября 1896 года назначен начальником Русской духовной миссии в Китае. Предполагалось, что он проследует в Китай как и его предшественники — через Сибирь и Монголию, ему уже выдали двойные прогоны для путешествия. Однако, он сломал традицию и впервые поехал другим путем, причём по дороге познакомился с работой нескольких миссионерских учреждений. Посетил несколько миссионерских учреждений в Лондоне и единственный протестантский миссионерский монастырь в Оксфорде; ознакомился с работой миссионерской семинарии в Париже, готовившей специалистов для работы на Дальнем Востоке; осмотрел монастырь траппистов в Риме; на Афоне и в Палестине попытался найти подвижников, готовых отправиться с ним в Китай.
По прибытии в Пекин в марте 1897 года сразу развернул активную деятельность. Смог повысить содержание миссионерам, установил постоянную комиссию для переводов на китайский язык богослужебной литературы, открыл типографию и переплетную мастерскую. Приступил к изучению китайского языка и организовал работу по составлению словарей и переводу на китайский язык богослужебной литературы. Вскоре архимандрит Иннокентий заболел малярией и на три месяца отбыл на лечение в Японию. Там познакомился с опытом миссионерской работы святителя Николая Японского.
В 1900 году столичный район Китая охватило массовое антихристианское движение ихэтуаней («боксеров»), поддержанное китайскими властями. В то время архимандрит Иннокентий не раз рисковал жизнью. Так, в конце мая он выезжал за 50 верст в православную деревню Дундинъань, уже зная об убийстве двух английских миссионеров в этом районе — а всего через четыре дня боксеры деревню уничтожат, перебив часть населения.  Во время трехмесячной осады европейского квартала Пекина отец Иннокентий находился в составе русского военного отряда, оборонявшего дипломатическую миссию. Он не брал оружия, а рискуя жизнью, оказывал прямо на передовой медицинскую помощь раненым, отпевал убитых.
Боксерский погром поставил под сомнение само существование Православной миссии в Китае: в июне 1900 года был убит единственный православный священник китаец священномученик Митрофан, погибло около половины всей китайской православной общины, к концу лета из 450 православных китайцев в Пекине осталось всего 11 человек. Власти Российской империи планировали закрыть миссию, и в июле 1901 года архимандрит Иннокентий был вызван в Россию для решения вопроса о полном прекращении православной миссионерской деятельности в Китае. Но испытания лишь укрепили его.
До отъезда в Петербург он успел лично открыть миссионерские школы в Тяньцзине и Шанхае, приобрести для миссии новые земли и помещения в этих городах, а так же и в Пекине.
6 апреля 1902 года царским указом начальнику Российской духовной миссии в Пекине было положено называться Переславским, в соответствии с наименованием святителя Иннокентия (Кульчицкого), назначенного в Китай почти двести лет назад. Архиерейская хиротония последовала 3 июня того же года в Троицком соборе Александро-Невской Лавре. Рукоположение совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний, архиепископы Харьковский Флавиан и Финляндский Николай, епископы Томский святитель Макарий, Нарвский Иннокентий и Ямбургский Сергий. 8 июля того года члены подобранной им миссии, всего 34 человека, выехали из Петербурга в двух специально предоставленных для них вагонах.
Благодаря большой энергии, владыка сумел быстро продвинуть многие начинания. Из России ему удалось призвать людей для реализации его масштабных планов: его сподвижниками стали Авраамий (Часовников), Симон (Виноградов), Амфилохий (Лутовин), и многие другие. Опирался он и на земляков-енисейцев: летом 1903 году в Пекин из Красноярского Знаменского женского монастыря прибыла старица Евпраксия с четырьмя послушницами, которые основали в Пекине женский монастырь. Приехал даже его брат отец Павел Фигуровский и мать инокиня Манефа. После Русско-Японской войны японские власти вернули Китайской миссии занятые во время войны шесть церковных зданий, две часовни, и многое прочее имущество. Основывались многочисленные новые миссионерские станы для проповеди среди китайцев.
Оживлённая миссионерская деятельность вновь поставленного владыки вскоре навлекла на него недовольство некоторых местных представителей Российской светской власти. Не раз представители Российской светской власти поднимали вопрос об отозвании епископа Иннокентия из Китая. Однако, на стороне начальника Православной миссии в противостоянии с посланником Российской империи Д. Д. Покотиловым были большинство русских в Пекине.
В апреле 1918 года его титул был сменен на Пекинского. Весной 1921 года был возведен в сан архиепископа согласно постановлению Синода и указу патриарха Тихона.
В 1922 году решением Зарубежного Архиерейского Синода была учреждена самостоятельная Пекинская и Китайская кафедра которую владыка возглавил как правящий архиерей.
В 1928 году был удостоен сана митрополита.
В 1931 году, перед своей кончиной, владыка увидел сон: в комнату вошли священнослужители с образами, и владыка спросил их: «По какому поводу пришли с образами?» Кто-то ответил: «Отпевать…» Вскоре затем, 28 июня 1931 года, он скончался. Похоронен был в склепе церкви Всех святых мучеников на территории Пекинской духовной миссии. Затем, перед приходом новой власти в Пекин, его останки были спрятаны под землей.

 По материалам Открытой Православной энциклопедии «Древо»