Корсунский Крест

Корсунский Крест

Корсунский крест1Типология так называемого Корсунского  креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой Креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы, крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах».  Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и Его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест».
     Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту  представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XIXII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями Деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).
Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XIXII вв., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе ( деревянная основа – XI в., оклад – XIV, XVXVI вв.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.
 корсунский крестНаконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским, происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда  во второй половине XVII в. эта великая святыня была перенесена в Никольский монастырь Переславля-Залесского. Этот большого размера крест (247,5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев.
Торжественная передача Корсунского креста из Исторического музея Переславля-Залесского в Никольский женский монастырь состоялась 12 июня 2010 года. С тех пор Крест располагается в Никольском соборе монастыря и считается его главной святыней.
Мощи святых, помещенные в Корсунский крест:
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА
Верхняя ветвь:
Дробница «Вознесение» Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»
Нижняя ветвь:
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»
Левая ветвь:
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова
Правая ветвь:
Мощи Св. апостола Павла
Мощи Св. мч. Георгия Победоносца
Дробница «Положение во гроб»
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КРЕСТА
Верхняя ветвь:
Дробница «Благовещение»
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Амасийского
Мощи Св. мч. Агафоника Никомидийского, воина
Мощи Св. мч. Меркурия, воина
Средокрестие. Дробница «Воскресение»
Нижняя ветвь:
Мощи Св. епископа  Игнатия Ростовского
Мощи Св. епископа Исайи Ростовского
Мощи Блгв. Кн. Василия Ярославского
Дробница «Сретение»
Оборотная сторона правой ветви:
Дробница «Вход в Иерусалим»
Мощи Св. мц. Христины
Мощи Св. мч. Евстратия, воина
Оборотная сторона левой ветви:
Мощи Св. мч. Ореста, воина
Мощи Св. мц. Марины
Дробница «Успение»