Крестный ход и освящение вод Плещеева озера

Крестный ход и освящение вод Плещеева озера

9 июня 2019 года в Неделю святых отцов I Вселенского Собора в Переславле-Залесском прошел крестный ход от Горицкого Успенского монастыря до храма Святых Сорока мучеников Севастийских.
Как и 600 лет назад, при большом стечении народа на берегу у храма был отслужен водосвятный молебен, который возглавил протоиерей Александр Кривоногов с духовенством епархии, и состоялся крестный ход на озере.
До революции 1917 года крестный ход в шестое воскресение после Пасхи устраивался в память о чудесном спасении преподобной Евфросинии монахами Горицкого монастыря от войска золотоордынского хана Тохтамыша. Она с детьми и еще несколько человек чудом спаслись, уплыв на плоту на середину Плещеева озера. Их молитва о спасении была так горяча, что помощь Божия не замедлила явиться. Неожиданно все озеро покрылось густым туманом, и ордынские конники, ничего не видя дальше вытянутой руки, вынуждены были отступить. Враги в ярости разграбили и сожгли город. От деревянных построек Горицкого монастыря не осталось ничего. 
В память о своем чудесном спасении княгиня Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресение после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера. 
Вот как описывали эту традицию в старых газетах:
 
«В г. Переславле-Залесском в шестое воскресенье после Пасхи (в неделю Святых отец) каждогодно совершается крестный ход на озеро Плещеево. 
Царь Петр I часто посещал Переславское озеро, которое казалось ему удобным для первых опытов его навигации. Здесь, по приказанию царя, иностранцем Брандтом устроено было два фрегата, и три яхты. 1 мая 1692 года, при звуке труб и литавр, при пушечных выстрелах и громких восклицаниях народа, спущена была, в присутствии царицы Наталии Кириловны и Великой Княжны Наталии Алексиевны, новоустроенная флотилия на озере Плещеево. Сам царь, находясь на своем ботике, управлял ею. Торжество заключилось молебствием с водосвятием на самом озере. В воспоминание столь важного события, государь в тоже время, в 6-е воскресенье, по Пасхе, которое в 1692 году совпало с 1 числом мая, повелел быть ежегодно из всех переславских монастырей, соборов и приходских церквей, крестному ходу и водоосвящению на озере. 
Этот крестный ход совершается таким образом: около 8 часов утра, в Богородицкий Собор собираются священно-церковно-служители из всех приходских церквей и монастырей с хоругвями и иконами, а с половины 9 часа, при общем колокольном звоне, крестный ход выступает из собора к городскому мосту на р. Трубеже; отсюда он следует уже на судах, по Трубежу. Для сего нарочно изготовляется особая флотилия, состоящая из 7, а иногда из 10 связней (две лодки, соединенные между собой, на кои настилаются доски или тес): на каждый связень ставятся хоругви, один или два образа, два или три священника с причтом; а на последний, который делается гораздо обширнее прочих, становятся первенствующие священнослужители, начальники города, остальные священники и весь церковный клир. 
Таким образом весь этот священный флот, один связень за другим, в строгом порядке, при колокольном звоне и церковном пении, плывет от моста по Трубежу к озеру Плещееву около двух верст. В самом устье, где р. Трубеж впадает в озеро, флотилия останавливается, и все духовенство разделяется на две части, по церквям, стоящим по обе стороны реки, на самом берегу озера – Введенской и Сорокосвятской. В этих церквях, первенствующими из духовных лиц, соборне отправляется божественная литургия, по окончании коей, крестный ход в том же порядке отправляется на самое озеро. 
При благоприятной тихой погоде, проплыв по озеру с версту, а иногда и более, связни останавливаются. Главный связень становится в середине, а прочие вокруг его. Тогда колокольный звон умолкает и начинается отправление торжественного водоосвящения, по окончании коего, крестный ход с той же церемонией и в таком же порядке возвращается по Трубежу в город. 
Народу при этом торжестве бывает множество, многие приходят даже из дальних сел и деревень.»

Пресс-служба Переславской епархии