Литургия Преждеосвященных Даров в Николо-Сольбинском монастыре

Литургия Преждеосвященных Даров в Николо-Сольбинском монастыре

11 апреля 2019 года в Четверто́к Великого канона епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Николо-Сольбинском женском монастыре пос.Сольба Переславского района.

В архипастырском наставлении владыка обратился к матушке Еротииде, сестрам, молящимся и учащимся:

— Дорогая матушка Еротиида, дорогие сестры, учащие и учащиеся!

В сегодняшний день Церковь установила совершать Литургию Преждеосвященных Даров в связи с тем, что вчера читался Великий покаянный канон. Но сегодня уже другой день, мы празднуем память иного святого, потому что день у нас, как в древней ветхозаветной традиции, начинается с вечера, а литургия Преждеосвященных Даров — это дело вечернее.

Собственно сегодняшняя литургия никакого отношения к Марииному стоянию, к ней самой и канону Андрея Критского не имеет, так как пребывает в другом суточном круге. В суточном круге, который начался, мы с вами слышали рядовое чтение из книги Бытия, слышали, как пророк Моисей от лица Бога говорит слова, которые могут показаться очень соблазнительными, потому что их крайне непросто согласовать с христианским учением о Боге. Это чтение начинается со слов Самого Господа: «…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:20–21).

Если мы следуем этому тексту, то получается, что Бог не всеведущ и у Него есть пробелы в знаниях, то есть Бог, Которого мы исповедуем, наполняющий все, Бог, Который вездесущ, Бог, от Которого нет и не может быть ничего тайного, говорит такие слова: «…сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них». Эта фраза может перед многими людьми поставить вопрос: «А тот ли это Бог Ветхого Завета? Равен ли Бог Ветхого Завета Богу Нового Завета?»

Христианская экзегеза по этому поводу говорит о том, что через эти слова боговидец Моисей выражает мысль о долготерпении Божиим. Бог, безусловно, знает, какова ситуация в Содоме и Гоморре, Ему для этого не надо сходить и перемещаться. Но, откладывая наказание, Он тем самым показывает свое долготерпение, давая человеку еще одну возможность покаяться. Пример действий Бога здесь таков: с одной стороны, Он нас учит долготерпению, а с другой — личному вхождению во все обстоятельства дела.

Можно провести интересный эксперимент. Если каждый раз, когда мы выносим суждение о какой-то ситуации, человеке, его поступке, мы будем в блокноте ставить галочку или крестик, то за один день получим порядка нескольких сотен вынесенных решений.

Тогда возникает закономерный вопрос: всегда ли мы поступаем так, как поступает Господь? Нам известно, что всеведущий Бог ограничивает свое знание и говорит: «…сойду и посмотрю, точно ли они поступают так». А как же в подобных случаях действуем мы с вами?

Если мы слышим что-то плохое о человеке или даже видим, что он поступает нехорошо, то не пытаемся разобраться в существе этого вопроса, а моментально выносим вердикт. Это происходит, если, конечно, мы человека не знаем и он нам несимпатичен. В противном случае мы стараемся его оправдать.

К сожалению, чаще всего мы не разбираемся и не вникаем в глубину вопроса. И вот здесь возникает очень серьезный и важный вопрос, который заставляет задуматься. Бог, всеведущий, знающий человека, все сокровенное его мыслей, все мотивы его поступков, как говорится в книге Бытия, ограничивает Себя, не спешит с вынесением приговора. Мы же, не знающие ничего ни о ком, не могущие самим себе объяснить, почему поступаем так, а не иначе в каких-то ситуациях жизни, не раздумывая, выносим приговор, причем, как правило, обвинительный.

Мне думается, что, во-первых, книга Бытия нас в этом обличает, во-вторых, это еще один пласт для размышлений. Почему мы не можем осуждать друг друга? Зачастую в пастырской практике — отцы не дадут мне соврать — мы сталкиваемся с вопросом: «А как не осуждать?» Есть несколько путей, и один из них — размышление о таких примерах из Священного Писания. На мой взгляд, этот пример — один из исключительных: Бог Себя ограничивает, мы же ничем себя не ограничиваем, когда выносим приговор.

Дай Бог, чтобы этот пример из Священного Писания, тем более что его прочтение выпадает на Великий пост, попал в нашу копилку примеров, и, когда мысль идет в сторону осуждения, мы вспоминали о том, что Бог поступает совершенно по-другому. Когда мы действуем не так, как Господь, то соответственно попадаем в область соработничества богопротивника и человекоубийцы — дьявола.

Дай Бог, чтобы такого не было! Хочу пожелать всем нам, чтобы мы были косны на гнев и не спешили выносить решение о ком бы то ни было.
Благодарю за совместную молитву! Помощи всем Божией!


Пресс-служба Переславской епархии