Литургия в день открытия регионального этапа Рождественских чтений

Литургия в день открытия регионального этапа Рождественских чтений

2 декабря, в день памяти свт. Филарета Московского, праздничным богослужением в Свято-Троицком Даниловом монастыре открылся региональный этап Международных Рождественских чтений.
Литургию в сослужении духовенства епархии возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим со словами проповеди:
— Дорогие отцы, благодарю вас за сослужение! Дорогие матушки, братья и сестры!
Сегодня слышали слова Господа Иисуса Христа о месте нахождения Царства Божия — оно внутри человека. Эта мысль является одним из лейтмотивов как проповеди Христа, так и святоотеческой письменности: Царство Божие, состояние рая — здесь и сейчас, внутри, оно не имеет необходимой связи с переходом между физической жизнью и физической смертью. Если его нет в человеке при жизни, то неоткуда ему будет взяться и после смерти, потому что сфера действия Царства Божия не материальна. Но оно создает новых людей и новую реальность в людях. И создает ее исключительно при нашей земной жизни, здесь и сейчас.
Кроме того, из контекста Священного Писания Нового Завета можно сделать вывод, что рай, вечная жизнь, Царство Небесное и Царство Божие — синонимичные понятия, это одна и та же реальность, а именно — вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. То есть это не какое-то особенное место, а состояние человека. Благодать Божия, то есть Его любовь, освящающая всех, действует в соответствии с состоянием человека. И для одних ее действие является раем и Царством Божиим, а для других — адом и мучением. Святитель Василий Великий, архиепископ Кессарии Каппадокийской, размышляя на эту тему, вспоминает чудо, которое произошло с тремя отроками в огненной печи. Случилось оно во время Вавилонского плена, в который был уведен израильский народ, с тремя еврейскими юношами и описано в ветхозаветной книге пророка Даниила. Эти юноши были брошены в горящую печь по приказу вавилонского царя из-за отказа поклониться идолам. Но огонь не причинил им никакого вреда, тогда как пламя печи убило тех людей, которые исполняли приказ царя, то есть бросали юношей в печь, и тех праздных зевак, которые находились рядом с печью. Святитель Василий замечает, что огонь имеет два проявления: с одной стороны, он может сжигать, а с другой — освещать, он и пожигает, и просвещает. Поэтому достойные огня вавилоняне ощутили его опаляющую силу, а достойные просвещения юноши — силу просвещающую. Бог, по мысли святителя Василия Великого, для праведников является светом, а для грешников — огнем, который пожигает и мучает. И это не результат различного действия Бога по отношению к одним и другим, а результат различного восприятия действия Божия, которое зависит от состояния человека. То есть вечная жизнь, рай и Царство Божие — это свет для тех, кто очистил свой ум, светом она является для них в меру их чистоты. А тьмою и мучением вечная жизнь становится для тех, кто слеп умом, кто не просветился в земной жизни и не достиг обожения.
Нынешним евангельским чтением Церковь призывает нас помнить об этом. Помнить, что после нашей физической кончины произойдет то, о чем сказал апостол Павел: мы начнем видеть и чувствовать благодать Божию несоразмеримо сильнее, ярче, и если сейчас мы ощущаем реальность Царства Божия лишь гадательно, как «сквозь тусклое стекло», то после смерти увидим «лицом к лицу». И если в нашем сердце есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание, то свет любви Божией станет для нас радостью, а если их нет, то мы можем воспользоваться тем временем, которое пока что еще остается у нас, не упустить это время и постараться приобрести их. И Бог нам в этом несомненно поможет.

Пресс-служба Переславской епархии