Понедельник Светлой седмицы. Дар веры

Понедельник Светлой седмицы. Дар веры

В Понедельник светлой седмицы, 29 апреля 2019 года, в Свято-Троицком Даниловом Монастыре Переславля-Залесского состоялось архиерейское богослужение. Божественную литургию и крестный ход возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении духовенства епархии.

После традиционного для Светлой седмицы праздничного крестного хода владыка Феоктист обратился к молящимся с такими словами:

— Христос воскресе! Делегация иудеев, которая пришла расспросить Пророка и Предтечу Христова Иоанна, состояла из священников и левитов. Интерес их был совершенно естественным, потому что Иоанн Предтеча был сыном священника Захарии. В иудаизме существовало только одно право на священничество — происхождение человека. Тот, кто не был потомком Аарона, не мог стать священником, бывшему же потомком Аарона ничто не могло помешать исполнять священническое служение, и поэтому в глазах властей Иоанн Креститель фактически был священником, и священники совершенно естественно могли прийти к нему и спросить о причине его столь странного, неформатного, на их взгляд, поведения.

Другие посланники были из фарисеев. Эти люди старались во всем поступать в буквальном согласии в Законом Моисея и со множеством позднейших трактовок Ветхого Завета, они были очень набожными и богобоязненными. Для них было естественным интересоваться всем новым в сфере религии Ветхого Завета, узнавать, как это новое согласуется с преданиями известных своей праведностью израильских учителей. В этом интересе нет ничего удивительного, ведь и мы, христиане, если встречаемся с каким-то новым явлением, то прежде всего пытаемся дать ему оценку с нашей, христианской, точки зрения. Одним словом, у нас нет оснований подозревать священников, левитов и фарисеев в какой-то злокозненности и лукавстве по отношению к Иоанну Предтече. Интерес этих людей был понятным и закономерным.

Любопытно другое. То, что апостол и евангелист Иоанн Богослов с самого начала своего Евангелия указывает на некоторое противостояние Предтечи Христова, Самого Господа Иисуса Христа и иудеев. Само слово «иудей» евангелист Иоанн Богослов упоминает не менее семидесяти раз, и всякий раз иудеи выступают как противники и оппоненты. Даже в сегодняшнем чтении, когда ещё нет оснований подозревать пришедших к Иоанну Предтече людей в чём-то плохом, апостол Иоанн Богослов противопоставляет их Иоанну Крестителю.

Иудаизм был и есть очень неоднороден. Иудеями были фарисеи, саддукеи, ессеи. Иудеями были и апостолы. Иудеем по Своему человечеству был и Сам Христос. Очевидно, что, говоря о противостоянии иудеев и Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов имеет в виду не противостояние иудаизма и Христа, а неприятие Его и недоверие к Нему со стороны некоей группы людей. Чтобы оказаться частью этой группы, вовсе не обязательно быть иудеем. Ведь характерная особенность, основная черта этой группы вовсе не иудаизм, а недоверие к словам и действиям Христа Спасителя. Недоверие, которое возникает ещё до знакомства с Ним и Его словами. Недоверие априори. Увы, такое недоверие очень часто можно встретить и сегодня, когда люди ничего не знаю о Христе, тем не менее не верят Ему. Абсолютное большинство этих людей не имеют никакого отношения к иудаизму.

Господь Иисус Христос воплотился не для доказательств, а для свидетельства. Его дела — это свидетельство любви Божией к сотворённому Им миру. Христос призывает верить Ему и Его словам, никакие доказательства не могут в этом помочь. Помочь может только по-детски открытое сердце, которое единственное способно принять всем подаваемый дар веры. С праздником!


Пресс-служба Переславской епархии