Праздность — жизнь вне Бога

Праздность — жизнь вне Бога

В понедельник первой недели Великого поста во всех православных храмах начинается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил Великое повечерие с чтением канона во Владимирском кафедральном соборе Переславля-Залесского, после которого владыка произнес слова архипастырского наставления:
— Дорогие отцы, братья и сестры, благодарю за ваше участие в нашей соборной молитве. У меня для вас есть две новости: хорошая и плохая. С какой начать? Давайте с хорошей.
В абсолютном большинстве Поместных Церквей не существует как таковых вечерних молитв, а келейно читается повечерие. Мы только что с вами прочитали Великое повечерие, поэтому сегодня вечерние молитвы можно не читать. Но если есть силы, почитайте, греха не будет. Это хорошая новость.
Плохая новость в том, что мы с вами из года в год слушаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, но понимаем ли мы, что хотел сказать этим каноном преподобный Андрей? В нем двести с лишним тропарей! Что заставило святого написать этот канон?
Можно подумать, что у него был какой-то серьезный грех, что он плачет, такие он подбирает удивительные образы и слова. Что с ним произошло? Нет, у него не было великого тайного греха, который ему стоило бы так оплакивать. Кроме одного-единственного, самого серьезного греха, который у нас всех общий. Мы с вами ежедневно, ежесекундно, выбираем жизнь вне Бога. Это наше общечеловеческое устремление, которое в той или иной степени проявляется у каждого, преподобный Андрей и оплакивает.
Если бы мы с вами поставили цель написать покаянный канон, наверняка мы написали бы что-то вроде того покаянного канона, который читаем перед Святым Причащением, где перечисляем грехи и просьбы к Богу о помиловании. Великий покаянный канон имеет совершенно другую форму. В нем описывается состояние человека и проводятся параллели с событиями Ветхого Завета. Каждый из этих тропарей можно весьма пространно толковать. Какую они имеет соотнесенность с теми процессами, которые происходят в наших с вами душах?
Если обобщить, то основное здесь то, что мы добровольно выбираем жизнь вне Бога, и начинается этот выбор с того, о чем говорится в другой великопостной молитве, молитве преподобного Ефрема Сирина. О чем просит преподобный Ефрем? Просит, самое первое, удалить от нас дух праздности. О праздности говорил и святитель Иоанн Златоуст. Он сравнивал душу с полем. Если поле праздное, незасеянное, то на нем неизбежно вырастают сорняки.
Так и у человека. Если душа, тело, ум праздные, то тут же появляется что-то, что является дурным по своей сути, точно так же, как на невспаханном поле. Поле не может пустовать. Я знаю, что вы прекрасно это осознаете, убежден, что у каждого из вас опыт земледелия значительно больший, чем у меня. Вы понимаете, что произойдет, если землю оставить и не возделывать.
Точно то же самое происходит и с душой человека, если мы позволяем себе праздность. Праздность – это не отсутствие какой-либо деятельности, чаще всего — это бессмысленная и бесцельная деятельность. Времяпрепровождение у телевизора, например, когда ты сидишь и не можешь ответить, зачем это делаешь. В чем смысл этого сидения? Ведь отдыхать можно и по-другому. Человек — существо разумное, поэтому каждое наше действие должно иметь какой-то смысл. Мы должны задавать себе вопрос: то или иное действие, которое я делаю, какая его цель, к чему оно приведет в конечной перспективе? Если мы не находим ответ, то мы должны что-то изменить.
Праздность часто порождена ленью. Лень — очень болезненная для души вещь. Начав лениться однажды, потом бывает очень сложно себя собрать, это как некая раковая опухоль, которая поражает душу. Мы с вами каемся, каемся, а до сути так и не доходим. Поэтому мне бы хотелось вам пожелать, чтобы мы дошли до глубины сердца и поняли, что наша основная проблема не в том, что мы не соблюдаем толком устав или что-то еще, а в том, что мы выбираем жизнь вне Бога и делаем это сознательно. Дай Бог, чтобы наше сознание изменилось.
Дай Бог, чтобы наша жизнь всегда была в присутствии Божьем, Христа Спасителя. Еще раз благодарю за ваши молитвы.

Пресс-служба Переславской епархии