Празднование начала масленичной недели

Празднование начала масленичной недели

По благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста 4 марта 2019 года на Народной площади Переславля-Залесского прошло мероприятие по случаю начала масленичной недели (сырной седмицы).
«Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной (мясопустной) седмицей. По церковному уставу в эту неделю можно вкушать только молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и готовимся к Великому посту.
Учитывая будний день, праздник в основном был ориентирован на детскую аудиторию: дети из ЦСО «Надежда», школы интерната №4, Переславской православной гимназии, учащиеся близлежащих школ, студенты колледжа.
Открыл мероприятие руководитель Молодёжного отдела Переславской епархии иерей Михаил Злотников. Отец Михаил поздравил всех с праздником, благословил вкушать блины и прочие яства (за исключением мяса), но знать во всём меру!
Развлекательную программу провёл многими любимый в Переславле фольклорно-этнографический ансамбль «Улейма» из села Давыдово Борисоглебского благочиния Переславской епархии. Игры, хороводы и молодецкие забавы с учётом русских православных традиций. Ансамбль «Улейма» является украшением многих епархиальных праздников, это один из немногих коллективов, ориентированный на подлинные певческие, хореографические и инструментальные традиции Ярославской области.
Сложившийся на Руси обычай проводить сырную седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия, поэтому всех гостей праздника угощали блинами и горячим чаем!
Праздник был организован Отделом культуры Переславской епархии при поддержке Администрации городского округа г. Переславля-Залесского. Активное участие в проведении праздника приняли приходы Знаменского храма, Сорока мучеников Севастийских, храма Георгия Победоносца и храма Симеона Столпника, за что им отдельная благодарность.
Напомним, что заканчивается сырная седмица Прощёным воскресением, которое приходится в этом году на 10 марта. С 11 марта начинается Великий Пост.
Переславская епархия желает всем достойного и благоговейного вхождения в Великий Пост.
Прилагаем буклет, разработанный Миссионерским отделом и отделом культуры Переславской епархии, в котором опровергаются мифы о праздновании сырной седмицы.
7 мифов о масленице
Миф 1: «Блины — главный атрибут масленицы».
Опровергаем: «Об этом молчит «Домострой», написанный в конце ХVI века, об этом молчит «Книга яств во весь год на стол подаваемых» XVII века. Блины есть у многих народов — от Ирландии до Узбекистана и даже Пакистана (чапати). В России до конца 19 века блин не являлся основным масленичным блюдом».
Миф 2: «Блины всегда готовились одинаково».
Опровергаем: «Еще сто лет назад блины существенно отличались от современных: не жарились, а пеклись в печи, переворачивать их было не нужно. Традиционные русские блины из гречневой, овсяной и ржаной муки приготовить на современной сковородке практически невозможно, так как если жарить их на плите, они получаются слишком ломкие. Более того, на солнце они были совсем не похожи, в отличии от современных — из пшеничной муки».
Миф 3: «Первый блин хозяйка всегда съедала сама, чтобы попробовать, хватает ли в нем соли, сахара и др.».
Опровергаем: «В первый день масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой. Все рассказы про то, что первый блин на масленицу отдавали комам (якобы медведям) — выдумки последних лет».
Миф 4: «Масленица — исконно языческий праздник».
Опровергаем: «Масленица — это исключительно христианский праздник. Его дата четко привязана к главному христианскому празднику — Пасхе. Его празднуют все христианские народы: греки, румыны, армяне, британцы, испанцы… В России масленица впервые упоминается уже в христианскую эпоху летописцем
Нестором, а описание масленичных обрядов в документах встречается только в XVI в. У нас нет никаких источников или малейших оснований, позволяющих утверждать, что масленица — языческий праздник, существовавший до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом уходящий в язычество. Народы России вместе с принятием христианства от русских перенимали и масленичные гуляния».
Миф 5: «Масленичное чучело должно быть красивым и ярким, чтобы было видно издалека».
Опровергаем: «Костюм масленичного чучела всегда был старым, ветхим, рваным. Солому для тела масленицы, предметы ее одежды следовало собирать из разных домов или покупать вскладчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ ветхости, греховности, страстности и тлена, чтобы от него избавиться».
Миф 6: «Масленичные гуляния и обряды были четко регламентированы». Опровергаем: «Традиции были разные. Например, в вологодском крае на масленицу свозили в болото всякое старье. В других регионах билась посуда, уничтожались старые вещи, где-то жгли костры, где-то ловили и бранили неженатых мужчин — везде свои правила и традиции».
Миф 7: «Масленица связана с проводами зимы и встречей весны». Опровергаем: «Ни одна масленичная песня, коих очень много, не упоминает ни зиму, ни весну. Главный масленичный обычай — величание молодоженов и корение незамужних и неженатых. В старину засидевшихся символически женили. Обряд был характерен для многих славян. У русских «выдача замуж неженатых» на масленицу встречается повсеместно, гораздо чаще, чем сжигание чучела или блины».
В дни масленицы слабели сословные, имущественные,должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу в гости родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.Христианский смысл масленицы — примирение с ближним, прощение обид, подготовка к покаянному пути к Богу. Не будем забывать о том, что в дни Великого поста мы должны бывать в храме, участвовать в богослужениях, исповедоваться, и причащаться Святых Христовых Тайн.

Пресс-служба Переславской епархии