Рождественское послание епископа Переславского и Угличского Феодора

Рождественское послание Преосвященнейшего Феодора, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви.

«Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго.
Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе»
(Тропарь после 6-й паремии на Рождество Христово).

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

С Рождеством Христовым!

«Христос раждается — славите!» — такими торжественными словами начинается первая песнь Рождественского канона. В эти святые дни Церковь призывает нас к прославлению Христа Спасителя, сшедшего с небес на грешную землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Неоднократно мы слышим в церковных песнопениях, наполненных глубоким смыслом, слова: «Бог воплотился», и невольно сталкиваемся с невозможностью до конца постигнуть человеческим умом это Великое Таинство. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», — говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1, 14).

Среди полночной тишины, когда всё человечество было объято глубоким сном, Царь Мира пришёл в образе раба, не узнанный никем. Среди человеческой славы и пресыщения Ему не нашлось места. Небесный Владыка рождается не в царских чертогах, а в ветхом загоне для скота.

С рождением Христа заканчивается старый век, век жестокости и беззакония, наступает новое время, как сказал апостол Павел: «время благоприятное, день спасения» (2 Кор. 6, 2).

С чего же начинается спасение человечества? Со смирения Божества. Смирением преклоняются небеса, смирением Невместимый вмещается в пречистое чрево Богоматери, смирением принимает образ раба Повелитель Вселенной. Господь снисходит на землю с единственной целью, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную грехом человеческую природу к Своему Божеству, привести всех от тьмы к Живоносному Свету.

«Бог становится человеком, чтобы человек стал богом» (Свт. Афанасий Великий. Трактат о воплощении Бога Слова, гл. 54). Отныне нам дарована новая лестница на Небо, открыт путь обожения, который по словам, преподобного Ефрема Сирина лежит через смирение, ибо оно есть — «путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему» (Прп. Ефрем Сирин, 33, 119). Смирение — это то, что позволяет соединить ветхость человеческого естества с огнём Божества. «Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (Прп. Амвросий Оптинский. Из послания 1873 года). Не будем же предаваться объядению и пьянству, блуду и буйству плоти, особенно в святые праздничные дни, ибо как увещает нас апостол Павел: «Вы уже не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас; если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9).

Сейчас, как никогда, мы призваны заботиться о ближнем, но особенно о братьях и сестрах во Христе, которые бедствуют и страдают от войн и терроризма, природных катаклизмов и голода. Примером для нас могут служить древние христианские общины, где более обеспеченные люди направляли материальную помощь менее обеспеченным. Свет Рождественской звезды нам вновь и вновь указывает на убогие ясли — туда идите! Где беднота и холод, где голод и плачь. Христос именно там. Когда мы видим на улице голодного человека, мы должны понимать, что в нём голодает Христос, когда видим замерзающего, должны помнить, что в нём замерзает Христос. Христос страдает в наших ближних от недостатка нашей любви.

Пойдем и мы к больным и престарелым, нищим и бездомным, в детские дома и тюрьмы, ко всем тем, от кого отказался весь мир, как когда-то он отказался от Самого Христа. Спаситель, видя голодный народ, говорит Своим ученикам: «вы дайте им есть» (Мк. 6, 37). Значит и мы должны делать то, что повелевает Божественный Учитель. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15, 2-3), — учит святой апостол Павел. Святой Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Итак, богат ли ты, облечен ли властию, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретёшь истинную славу, и принесёшь много пользы. Житейская слава скоро пролетает, а слава духовная пребывает постоянно, если будешь это делать к созиданию» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам).

Принесём же и мы ближнему кто, что может, каждый в меру свою: кто золото, кто добрые дела, кто слова утешения. Главное, чтобы это было, как подчеркивает апостол, в созидание и на благо, то есть ради Христа.

Дорогие о Господе братья и сёстры, от всего сердца поздравляю Вас со Светозарным Пришествием в мир нашего Спасителя, Предвечного Бога. Будем подражать Ему в смирении и кротости, послушании и любви. Будем бодрствовать, как бодрствовали пастухи, и искать Христа, как это делали евангельские волхвы. Свет Вифлеемской звезды да освятит наш путь навстречу Богомладенцу.

Аминь.

Епископ Переславский и Угличский Феодор
Рождество Христово, 7 января 2018 года, г. Переславль-Залесский

Похожие публикации