Слово епископа Феоктиста в день памяти прп. Корнилия Переславского в Никольском женском...

Слово епископа Феоктиста в день памяти прп. Корнилия Переславского в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского

4 августа 2019 года в день прп. Корнилия Переславского на Литургии в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского епископ Переславский и Угличский Феоктист обратился к верующим с проповедью.
***
Дорогая матушка, дорогие братья, сестры, отцы!
Я поздравляю вас с днем памяти нашего Переславского преподобного Корнилия Молчальника и хочу сказать, что после назначения меня на Переславскую кафедру преподобный Корнилий был первым святым, о котором мне пришлось услышать.
Когда мы читаем житие преподобного Корнилия, житие преподобного Иринарха Затворника, то видим, что окружающие люди их не понимали — эти святые были гонимы. Это очень интересно, потому что людям было не понятно, для чего эти святые избрали такой образ жизни. Ответ на этот вопрос нам дает сегодняшнее евангельское чтение. Там, в самом начале, рассказывается, как за Господом Иисусом Христом шли два слепых человека и кричали: «Иисусе, сын Давидов, помилуй нас!» Они не говорили: «Исцели нас, дай нам зрение!» Нет. Они просили милости Божией. Ни зрения, ни здоровья, а именно милости Божией. Господь даровал им зрение в качестве проявления этой милости.
Церковь, и не только православная, испокон веков повторяет: «Господи, помилуй». Многим кажется, что эта фраза банальна и очень проста, но на самом деле это не так. Когда мы говорим «Господи, помилуй», просим милосердия, милости Божией, и ничего другого, то это означает нашу веру во всемогущество, благость нашего Творца. В этом наше исповедование —Бог лучше знает, что нам необходимо. Мы можем просить чего-то другого. У каждого есть пример, когда мы чего-то просим, достигаем, но наша жизнь от этого не становится легче и проще, напротив, она становится сложнее, а, может быть, вообще портится настолько, что ее невозможно исправить человеческими силами. Поэтому Церковь и говорит, что в первую очередь нужно просить милости Божией. Если будет милосердие Божие, милость Божия, то все остальное станет неважным.
Но пути стяжания милосердия и милости Божией очень разные, и у каждого человека он может быть свой. У этих евангельских слепцов он был свой — идти за Господом и взывать к Нему, а у преподобного Корнилия — свой, тот, который он избрал: путь молчания и некоторого юродства. Разные пути, но цель одна. И внешний мир, который находится вне Евангелия, никогда не сможет понять этих людей, которые вместо чего-то осязаемого, понятного и конкретного ищут единственного — милости Божией. Но только милость Божия способна сделать человека по-настоящему счастливым, вне зависимости от внешних обстоятельств.
Есть и вторая мысль в связи с сегодняшним евангельским чтением — о возможностях, которые даются. У этих слепых людей была единственная в жизни возможность обратиться к Воплощенному Богу напрямую: Он проходил мимо, они это знали, закричали и получили то, что хотели. К сожалению, мы часто думаем, что Бог никуда не денется, что к нему всегда можно обратиться. Но это не так. И любой человек, который имеет некий опыт христианской жизни, знает, что сердце не всегда откликается на молитвы, а Бог не всегда дает дух покаяния. Поэтому эти моменты нужно отслеживать и ловить, цепляться за них, как делали эти слепцы. И ждать Бога в любую секунду, в любую секунду ждать отклика сердца на Его призыв, это может произойти когда угодно и где угодно, в какой угодно ситуации.
Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы сердца наши были открыты голосу Бога, чтобы мы не упускали возможности для общения с Богом, и чтобы единственное, в чем заключались молитвы наши — в просьбе о милости Божией.

Пресс-служба Переславской епархии