Слово епископа Феоктиста в Неделю о расслабленном

Слово епископа Феоктиста в Неделю о расслабленном

«ГОСПОДЬ ДАЛ, ГОСПОДЬ И ВЗЯЛ — ДА БУДЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО!»
Слово епископа Переславского и Угличского Феоктиста в Неделю о расслабленном.
Владимирский кафедральный собор, Переславль-Залесский, 18 мая 2019 год
В этом году Неделя о расслабленном совпадает с днем памяти праведного Иова Многострадального. Это совершенно замечательное совпадение, потому что в обоих случаях речь идет о страдании человека. Конечно, особенно серьезно вопрос о страдании — и страдании праведника! — поставлен в библейской книге Иова.
Эта история о страдании праведника, которая никогда не перестает быть актуальной. Существует очень много самых различных осмыслений этой истории. Если мы читаем книгу Иова на русском языке, (а мы обычно её читаем на русском языке, на славянском мы редко это делаем, тем более, на греческом) то от нас ускользает одна очень важная деталь. Дело в том, что русский перевод Синодальный сделан с Масоретского перевода, Масоретский — еврейский — текст Ветхого Завета относительно недавний. То есть, Септуагинта, греческий текст, значительно старше еврейского. Так получилось, что некоторые смыслы в еврейском тексте утрачены. В том числе, в еврейском тексте, а следовательно, и в русском тексте, нет ответа на вопрос, почему и для чего Бог попустил Иову это страдание. Ведь, я надеюсь, все более или менее помнят, о чем говорится в книге Иова: жил-был Иов, у него всё было хорошо, а потом Бог попускает сатане коснуться его различными способами, конечно, в итоге Иов остаётся один и страдает сильно, беседует с друзьями, потом ему является Бог. И в этой беседе с Богом нет ответа — я повторю — в русском языке, в русском переводе! — нет ответа, для чего всё это было. Есть только некий упрёк со стороны Бога, что, мол, ты, Иов, пытаешься постичь своим разумом непостижимое, не надо этого делать.
А если мы посмотрим славянский текст, который ориентируется на греческий, там есть ответ. И ответ звучит совершенно замечательно: «Чтобы Иов был явлен праведным». То есть, страдания Иова, по мысли святителя Григория Богослова, были нужны не потому, что в нем было то, что нуждается в исправлении, а потому, что в нем было то, что нужно возрастить. Думаю, лучше святителя Григория Богослова никто эту мысль пока что не выразил. Страдания нужны были Иову не для того, чтобы его от чего-то очистить, избавить от греха, отнять что-то греховное, а чтобы ему что-то дать, что-то взрастить.
Это очень интересная мысль. Потому что вот то, что взросло в Иове, благодаря перенесенному страданию, оно, может быть, не имеет названия и определения в языке человеческом. Но это нечто, которое возросло, благодаря пережитому страданию, оно сделало возможным для Иова общение с Богом лицом к лицу. И, очевидно, чего-то ему ранее для этого не доставало. При всей его праведности, при отсутствии греха. Это что-то появилось в Иове благодаря терпеливому перенесению выпавших на него доли несчастий.
Мы видим, что нечто подобное происходит и с расслабленным, которого мы сегодня вспоминали. 38 лет терпения, уж какое оно было, мы не знаем — безропотное или с ропотом. Какое бы оно ни было, в конечном итоге оно привело к тому, что он, хоть и кратко, но встретился и имел общение с Воплощенным Богом. Всё это — известные, я думаю, мысли, и они всегда заканчиваются одним и тем же финалом и выводом, который можно сделать. Что Бог никому и никогда не попускает ничего такого, что не послужило бы ко благу этого человека. Вопрос здесь лишь в нашей вере и в нашем доверии. В нашей способности сказать так, как сказал Иов: «Господь дал, Господь и взял – да будет имя Господне благословенно!» Во всем том, что происходит, оставаться невозмутимым и произносить эти слова.
Даже тогда, когда случаются собственные грехи и какие-то собственные падения. «Господь дал – Господь и взял!». Дал мне возможность быть без греха какое-то время, потом отнял, по моей гордыне, ещё почему-то. «Да будет имя Господне благословенно!» — и начинать действовать с нуля — не взирая ни на что. Такой подход к жизни — он, видимо, единственный из возможных подходов, которые способны привести человека к общению с Богом, тому общению, которое было у Иова и которое было у расслабленного!

Пресс-служба Переславской епархии