Слово епископа Переславского и Угличского Феоктиста в субботу Светлой седмицы

Слово епископа Переславского и Угличского Феоктиста в субботу Светлой седмицы

Отцы, братья и сестры, Христос Воскресе!

О факте воскресения Христова говорит не только Евангелие, не только Предание Церкви, но и весь мир, видимый и невидимый, если мы к нему внимательно относимся, свидетельствует о Воскресении Христовом, в том числе, и для нас это более близкое свидетельство, это наши святые.

Возьмем, к примеру, преподобного Сергия Радонежского. О нем мы знаем из жития преподобного Епифания, но дело в том, что Епифаний никогда не встречался с преподобным Сергием, он пришел в Троицкую обитель уже после кончины преподобного Сергия. В свое житие он вставляет эпизоды, известные по житиям других святых. Например, то, что в среду и пятницу в младенчестве преподобный Сергий не вкушал молока, соблюдая тем самым пост. Это известная история, которая повторяется у множества преподобных. Естественно, преподобный Епифаний этого знать не мог, он преподобного Сергия не знал, тем более не знал его родителей. И то, что есть в житии преподобного Сергия, я не говорю, что это неправда, я говорю, что это некие общие вещи для преподобных отцов, которые кочуют из жития в житие. То есть, по большому счету, о преподобном Сергии мы ничего не знаем: до нас не дошли его поучения, кроме пары предложений, которые мы помним и знаем. Но, тем не менее, мы его почитаем. Почитаем не потому, что прочитали его житие. Можно, вообще, ничего не читать. Например, я не знаю, многие ли из вас читали это житие преподобного Епифания, наверняка не очень многие, но преподобного Сергия почитают все.

Есть еще более интересные святые, скажем, святитель Николай, Мирликийский чудотворец, о нем мы вообще ничего не знаем, кроме того, что говорится в акафисте. А то, что говорится в акафисте, отражено также и в житии, это тоже, своего рода, вещи исторически недостоверные. С точки зрения исторической науки они не являются достоверными, но это не делает их неправдой, это правда, но если подходить строго научно, то окажется, что они ничем не подтверждены.

Так вот есть у нас с одной стороны святые, а с другой стороны мы знаем самых различных художников или скульпторов, от которых осталось вещественное наследие. Мы знаем их благодаря тому, что осталось после них. Других же, тем, от кого не осталось никаких памятников, мы не знаем. Их человечество никак не почитает, потому что почитание людей искусства связано с сохранностью того, что они произвели и того, что они сделали. А святых мы почитаем не потому, что мы видим то, что они сделали, и не потому, что имеет научно корректные сведения об их жизни.

Мы почитаем их, потому что их Бог прославляет. И от этого почитания никуда не уйти, потому что оно вырастает из факта Воскресения Христова, и факта бессмертия каждого человека. Это лишь один из множества примеров, как мне кажется, убедительно доказывающих, что смерти нет, что смерть побеждена победою Христовой. Христос воскресе!

Мне очень хочется пожелать вам, чтобы каждый из нас ощущал не только светлую Пасхальную радость, не только жил в ее свете, но жил так, как задуман человек Богом, то есть как существо бессмертное, абсолютно бессмертное, существо, которого бытие однажды началось и уже не прекратится. Мы с вами все призваны именно к такой жизни. Храни вас Господь! Христос воскресе!

Владимирский кафедральный собор
г.Переславль-Залесский
4 мая 2019 год