«Сучок в глазе брата твоего…»

«Сучок в глазе брата твоего…»

Проповедь епископа Переславского и Угличского Феоктиста 29 июня 2019 года в с. Николо-Молокша, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, епископа Амафунтского, в честь которого освящен один из приделов этого замечательного храма. Поздравляю всех вас с праздником!

Тема, затронутая в сегодняшнем рядовом евангельском чтении (Мф. 7: 1–7), может быть охарактеризована как вечная. Есть несколько речей Господа нашего Иисуса Христа, посвященных этой проблеме. Есть огромный объем святоотеческой литературы, в которой лейтмотивом идет этот вопрос. И, к сожалению, есть наши бесконечно повторяющиеся грехи, связанные с этим.

Речь идет об осуждении. Нет человека, который был бы свободен от этой пагубной страсти. И даже сейчас, я убежден, многие из находящихся здесь пребывают в этом состоянии. Мы не можем не осуждать. Так мы устроены, и это очень грустно.

Лучше всех об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос. Он приводит такие примеры, которые удивляют своей гротескностью: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3) Абсолютно любому человеку понятно, о чем идет речь.

К сожалению, мы склонны забывать о своих ошибках. Очень быстро забывать. Вместе с тем все мы ошибаемся, часто ошибаемся. Но, видимо, так организовано наше сознание после грехопадения, что для комфортной дальнейшей жизни нам необходимо быстро вычеркивать из памяти свои ошибки, что, собственно, мы и делаем. Если бы мы о них помнили, то понимали бы, что когда каждый из нас в чем-то ошибается, то он просто не в праве кого-то судить.

Преподобный Серафим Саровский в свое время отметил: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки». Преподобный Силуан Афонский, комментируя слова преподобного Серафима и развивая его мысль, добавил, что бывают не просто ошибки, а трагические последствия. Да, действительно, каждый из нас наверняка сталкивался с драматичным, подчас фатальным, исходом событий, когда пытался навязать кому-то свое видение мира, при этом забывая, что сам может ошибаться.

Вот, собственно говоря, то, о чем нас Господь призывает поразмышлять и подумать. Безусловно, святые путем аскетических подвигов сумели побороть осуждение, смогли научиться помнить о своих ошибках и не замечать чужих. Их праведное житие приводило к ним людей, которые задавались главным вопросом: «Скажи, как стать таким, как ты?» Вообще так должен жить любой христианин. Этого мне хочется всем вам сегодня пожелать. Я надеюсь, что Господь за ваши труды вас этого сподобит!


Пресс-служба Переславской епархии