Святой благоверный князь Роман Угличский

Святой благоверный князь Роман Угличский

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Уг­лич­ский жил в тяж­кую по­ру на­ше­ствия та­тар на рус­скую зем­лю. Он был вто­рой сын вто­ро­го Уг­лич­ско­го удель­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Кон­стан­ти­но­ви­ча и внук Кон­стан­ти­на Все­во­ло­до­ви­ча, сна­ча­ла удель­но­го кня­зя Ро­стов­ско­го, Яро­слав­ско­го и Уг­лич­ско­го, а по­том ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­мир­ско­го. Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич по­лу­чил в удел Уг­ли­ч-по­ле (го­род Уг­лич), в ран­нем дет­стве. Всту­пив в брак с княж­ной Фо­ти­ни­ей, он имел двух сы­но­вей – Ан­дрея и Ро­ма­на.

В кня­же­ние в Уг­ли­че Вла­ди­ми­ра раз­ра­зи­лась страш­ная гро­за над рус­ской зем­лей: Ба­тый, по ра­зо­ре­нии Моск­вы и Вла­ди­ми­ра и из­би­е­ния здесь се­мьи ве­ли­ко­го кня­зя, дви­нул­ся за Вол­гу, ку­да ве­ли­кий князь Юрий Все­во­ло­до­вич уда­лил­ся, со­би­рая вой­ска. На этом пу­ти та­та­ры под­чи­ня­ли сво­ей вла­сти все по­па­дав­ши­е­ся го­ро­да, а те, ко­то­рые не хо­те­ли по­ко­рять­ся, разо­ря­ли и из­би­ва­ли их жи­те­лей. Вви­ду яв­ной и неот­вра­ти­мой опас­но­сти Уг­лич­ский князь Вла­ди­мир ре­шил не со­про­тив­лять­ся бес­плод­но, а спа­сти го­род и жи­те­лей изъ­яв­ле­ни­ем по­кор­но­сти та­та­рам. Впро­чем, сам он с се­мей­ством не мог вы­не­сти по­зо­ра и ис­кал спа­се­ния на Се­ве­ре, уда­лив­шись в нов­го­род­ские пре­де­лы. По­сле побоища на ре­ке Си­ти и ги­бе­ли ве­ли­ко­го кня­зя Юрия рус­ские кня­зья долж­ны бы­ли при­знать власть та­тар и пла­тить им дань. Этой уча­сти дол­жен был по­ко­рить­ся и Уг­лич­ский князь, ко­то­рый по уда­ле­нии Ба­тыя на юг, по­доб­но дру­гим кня­зьям, по исчезновении опас­но­сти вер­нул­ся в Уг­лич и стал пра­вить, уже как под­руч­ник ха­на. Неиз­вест­но, хо­дил ли князь Вла­ди­мир в Ор­ду с изъ­яв­ле­ни­ем по­кор­но­сти ха­ну, как это тре­бо­ва­лось и как долж­ны бы­ли де­лать все вла­де­тель­ные кня­зья. Пре­да­ние, за­пи­сан­ное в про­стран­ном жи­тии, гла­сит, что в Ор­ду Вла­ди­мир не по­шел, но во из­бе­жа­ние от­вет­ствен­но­сти не оста­вал­ся и в Уг­ли­че, а про­жи­вал по дру­гим го­ро­дам и скон­чал­ся во Вла­ди­ми­ре в 1249 го­ду 27 де­каб­ря. Те­ло его то­гда же бы­ло пе­ре­не­се­но же­ной и детьми в Уг­лич и по­гре­бе­но в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре.

Дет­ство бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на, как и его стар­ше­го бра­та Ан­дрея, про­шло, та­ким об­ра­зом, сре­ди страш­ных тре­вог и бед­ствий, боль­ше в из­гна­нии и стран­ство­ва­ни­ях, чем в спо­кой­ном пре­бы­ва­нии с ро­ди­те­ля­ми в Уг­ли­че.

По смер­ти Вла­ди­ми­ра Уг­лич­ским кня­зем стал стар­ший сын его Ан­дрей, ко­то­ро­му бы­ло все­го 16 лет. Но при нем на­хо­ди­лась его мать, ко­то­рая и ру­ко­во­ди­ла детьми. Ан­дрей скон­чал­ся в 1261 го­ду, не оста­вив наследника, и Уг­лич­ское кня­же­ние до­ста­лось бра­ту его Ро­ма­ну, ко­то­рый был к тому времени 26 лет от ро­ду.

Воз­рос­ши в бла­го­че­сти­вой се­мье кня­зя Вла­ди­ми­ра Кон­стан­ти­но­ви­ча сре­ди страш­ных тре­вог и ис­пы­та­ний, про­ве­дя нема­ло вре­ме­ни в стран­ство­ва­нии, князь Ро­ман от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и не пи­тал боль­шой склон­но­сти к шум­ной жиз­ни и ве­се­лью. Бу­дучи до­ста­точ­но про­све­щен­ным, он за­ни­мал­ся чте­ни­ем книг, лю­бил хра­мы Бо­жии, ду­хо­вен­ство и Служ­бу цер­ков­ную. К его кня­же­нию от­но­сят по­стро­е­ние мно­гих церк­вей в Уг­ли­че и пре­де­лах Уг­лич­ско­го кня­же­ства, ко­то­рое при нем поль­зо­ва­лось ми­ром, на­сколь­ко это бы­ло воз­мож­но в тя­же­лое вре­мя та­тар­ско­го вла­ды­че­ства. Власть кня­зя Ро­ма­на, кро­ме Уг­ли­ча, про­сти­ра­лась и на дру­гие го­ро­да: Ка­шин, Ве­жец­кий Верх, Устюж­ну, Дмит­ров, Зве­ни­го­род. Он же основал и новый го­ро­д — Ро­ма­но­в на ле­вом вы­со­ком бе­ре­гу Вол­ги про­тив сло­бо­ды Бо­ри­со­глеб­ской.

Князь Ро­ман от­ли­чал­ся набожностью, бла­го­тво­ри­тель­но­стью, всецело за­бо­тил­ся об устро­е­нии бо­га­де­лен и стран­но­при­им­ных до­мов.

В 1265 году князь Ро­ман со­че­тал­ся бра­ком с княж­ной Алек­сан­дрой, но потом­ства не имел. Вме­сте с ним в Уг­ли­че жи­ла бла­го­че­сти­вая его мать, кня­ги­ня Фо­ти­ния, ко­то­рая под ста­рость при­ня­ла ино­че­ский чин с име­нем Ев­до­кии, в 1278 го­ду скон­ча­лась и по­гре­бе­на бы­ла в Уг­ли­че под­ле сво­е­го су­пру­га. В 1281 го­ду князь Ро­ман ли­шил­ся и сво­ей су­пру­ги Алек­сан­дры и до­жи­вал по­след­ние свои го­ды в оди­но­че­стве, пре­да­ва­ясь де­лам и по­дви­гам бла­го­че­стия. Бла­жен­ная кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 3 фев­ра­ля 1285 го­да, к ве­ли­кой пе­ча­ли его под­дан­ных и род­ствен­ных кня­зей, ко­то­рые лю­би­ли и по­чи­та­ли его. Те­ло кня­зя Ро­ма­на по­ло­же­но бы­ло в со­бор­ном хра­ме Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, ря­дом с гроб­ни­ца­ми его от­ца, ма­те­ри, бра­та и су­пру­ги.

Ров­но через две­сти лет по­сле кон­чи­ны кня­зя Ро­ма­на, в 1485 го­ду, Уг­лич­ский князь Ан­дрей Ва­си­лье­вич при­сту­пил к по­строй­ке но­во­го, уже ка­мен­но­го со­бо­ра Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в кре­по­сти го­ро­да Уг­ли­ча. При ко­па­нии рва для ос­но­ва­ния но­во­го хра­ма Бог да­ро­вал кня­зю Ан­дрею об­ре­сти нетлен­ные мо­щи кня­зя Ро­ма­на, ко­то­рые и бы­ли по­том по­став­ле­ны в но­во­по­стро­ен­ном хра­ме и ле­жа­ли здесь це­лы и невре­ди­мы бо­лее ста два­дца­ти лет. От этих нетлен­ных мо­щей ис­те­ка­ли мно­го­чис­лен­ные чу­дес­ные ис­це­ле­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней. Как жи­те­ли Уг­ли­ча, так и окрест­ных мест бла­го­го­вей­но чти­ли мо­щи свя­то­го кня­зя, но сви­де­тель­ства со сто­ро­ны цер­ков­ных вла­стей не бы­ло.

По­сле уби­е­ния ца­ре­ви­ча Дмит­рия в Уг­ли­че в кон­це шест­на­дца­то­го и пер­вых го­дах сем­на­дца­то­го сто­ле­тия ста­ли осо­бен­но ча­сто по­вто­рять­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных, при­те­кав­ших к мо­щам свя­то­го кня­зя Ро­ма­на. Сла­ва о сих чу­де­сах рас­про­стра­ни­лась по­всю­ду, и пат­ри­арх Иов по­ру­чил Ка­зан­ско­му мит­ро­по­ли­ту Гер­мо­ге­ну осви­де­тель­ство­вать на ме­сте свя­тые мо­щи и ска­за­ния о чу­де­сах. По­сле се­го осви­де­тель­ство­ва­ния свя­тей­ший пат­ри­арх Иов бла­го­сло­вил со­ста­вить жи­тие, сти­хи­ры и ка­нон свя­то­му Ро­ма­ну, а рав­но и опи­са­ние чу­дес с 3 фев­ра­ля 1605 го­да.

В 1609 го­ду го­род Уг­лич по­стиг­ло ве­ли­кое бед­ствие, как и всю то­гдаш­нюю Русь: ли­тов­ское ра­зо­ре­ние. Го­род Уг­лич был взят, жи­те­ли во мно­же­стве пе­ре­би­ты, а до­ма, кре­пость и церкви раз­граб­ле­ны и сожже­ны. Вра­ги во­рва­лись и в Пре­об­ра­жен­ский со­бор, раз­гра­би­ли и мно­гое по­жгли, в том числе и мо­щи свя­то­го кня­зя Ро­ма­на, по­ко­ив­ши­е­ся там. Бла­го­че­сти­вые по­чи­та­те­ли свя­то­го Ро­ма­на со­бра­ли обо­жжен­ные ко­сти его мо­щей: го­ло­вы, ре­бер, рук и ног, по­ло­жи­ли в но­вую ра­ку и опять по­ста­ви­ли в со­бор­ном хра­ме Пре­об­ра­же­ния.