Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский

Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский

Преподобный Авраамий, архимандрит РостовскийПреподобный Иринарх, затворник Борисоглебский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель — Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.
Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.
Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.
Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.
Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

 

Программа Шестнадцатых Всероссийских Иринарховских чтений

 26 февраля 2016 года
13.00-13.30
Открытие Чтений в актовом зале Администрации Борисоглебского района.
Приветственное слово:
1.      — Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского;
2.      — Сопредседателя Союза писателей России Сергея Ивановича Катькало;
3.      — Председателя Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, директора Ивановской на Лехте школы Владимира Сергеевича Мартышина
 

13.30-14.30

 

Пленарное заседание. Доклады, посвященные 400-летию блаженной кончины преподобного Иринарха и периоду времени его жизни.
   
14.30-16.00
Круглый стол «Своею жизнью обнимающий века. Значение присутствия преподобного Иринарха в современной жизни»; Ведущий стола — Катькало Сергей Иванович, сопредседатель Союза писателей России
16.00-19.45
Продолжение пленарного заседания. Доклады, посвященные 400-летию блаженной кончины преподобного Иринарха и периоду времени его жизни

 

Пленарное заседание


26 февраля 2016 года

  1. Игумен Николай (Шишкин), кандидат богословия, проректор по научно-исследовательской работе Ярославской Духовной Семинарии. «Преподобный Иринарх Затворник и его время: политические, духовные и социальные обстоятельства ».
  2. Кириченко Олег Викторович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭА имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. «Церковно-культурная традиция, к которой принадлежал прп. Иринарх».
  3. Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, г. Москва. «О факте благословения Иринархом Пожарского и Минина».
  4. Марасанова Виктория Михайловна, доктор исторических наук, профессор ЯГУ им. П.Г. Демидова. «Святыни и Смута: Ярославский список Казанской иконы Божией Матери».
  5. Ананьина Галина Васильевна, председатель правления Регионального общественного фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену, кандидат исторических наук. «Патриарх Гермоген – великий печальник за Родину».
  6. Игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук;
  7. Шустров Андрей Григорьевич, доктор культурологи, профессор ЯрГУ им. П. Демидова. «Учение об исихии как духовном преображении человека в трудах восточных отцов церкви».
  8. Вахрина Вера Ивановна, зав. отделом древнерусского искусства музея-заповедника «Ростовский кремль». «Две иконы с образом преподобного Иринарха из собрания Ростовского музея».
  9. Лобакова Ирина Анатольевна, кандидат филол. наук. старший научный сотрудник, ИРЛИ (Санкт-Петербург). «Житие преп. Иринарха Ростовского: «Образы чужих в тексте памятника».
  10. Молочников Александр Михайлович, к.и.н. Санкт-Петербург.  «Дом Богородицы»: духовные символы обороны Смоленска 1609-11 годов».
  11. Тюменцев Игорь Олегович, доктор исторических наук, профессор, ректор Волгоградской академии государственной службы. «Русский архив Я. Сапеги: опыт реконструкции и   последующие находки».
  1. Синодалова Наталья Николаевна, научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея-заповедника «Ростовский кремль». «К иконографии преподобного Иринарха. Две меднолитые нагрудные иконки с образом святого из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль».
  1. Щукина Светлана Ференцевна, методист МБОУ ДПО ЦСУОП пос. Борисоглебский, лауреат всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Москве 2015 г. «Преподобный Иринарх в жизни современного человека».
  2. Семенцов Василий Васильевич, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург. «Образы святых как основа для возрождения русской православной патриархальности».
  3. Губкин Олег Васильевич, кандидат богословия, преподаватель ЯДС;
  4. Коняев Николай Михайлович, Секретарь Союза писателей России, г. Санкт-Петербург. «Слово об Иринархе».
  5. Парпара Анатолий Анатольевич, секретарь Союза писателей России;
  6. Юрьева Татьяна Владимировна, доктор культурологических наук, профессор ЯГПУ им К.Д. Ушинского, преподаватель ЯДС. «Современная иконография святого преподобного Иринарха».
  7. Мартышин Владимир Сергеевич, член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, директор Ивановской на Лехте школы. «Буду таким же монахом!» Макарий Калязинский как жизненный   ориентир преподобного Иринарха ».
  8. Дутов Николай Владимирович, кандидат исторических наук, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль «Второе ополчение в дни пребывания в Ярославле».
  9. Новоторцева Анна Михайловна, кандидат исторических наук, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль. «Древняя святыня Руси — Борисоглебский мужской монастырь».
  10. Леонтьев Ярослав Викторович. доктор исторических наук, доцент факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. «Жизнь и подвиги М.В.Скопина-Шуйского. К 430-летию полководца».
  11. Виденеева Алла Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник исторического отдела музея «Ростовский кремль». « О почитании прп. Иринарха в Борисоглебском монастыре в первой половине XIX в. (по материалам монастырской «книги исторических записок)».

 

Продолжение пленарного заседания

27 февраля 2016г.

Круглый стол «Духовное наследие преподобного Иринарха и современное образование».

Ведущиие Круглого стола Игумен Киприан (Ященко) и Т.И. Петракова;

Докладчики:

  1. Есинская Ирина Борисовна «Подвиг князя Михаила Волконского при обороне Боровска».
  2. Грудцына Надежда Владимировна, старший научный сотрудник исторического отдела музея «Ростовский кремль»; Виденеева Алла Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник исторического отдела музея «Ростовский кремль». Предметы, связанные с памятью о прп. Иринархе из собрания музея «Ростовский кремль».
  3. Быков Александр Юрьевич, краевед, экскурсовод ЦДЮТЭ г.Рыбинск, соискатель МПГУ г.Москва. «Коренные дворянские фамилии Ростовского и Ярославского уездов XV-нач. XX вв.».
  4. Лапшина Светлана Алексеевна, научный сотрудник, главный хранитель Борисоглебского монастырского музея, пос. Борисоглебский. «О почитании Иринарха         местными крестьянами в конце 19 начале 20 века».
  5. Иеромонах Тихон (Захаров), насельник Николо-Шартомского монастыря Ивановской метрополии «Ученик преподобного Иринарха инок Иоакиим Шартомский: история почитании».
  6. Аверьянов Константин Александрович, доктор исторических наук, руководитель Группы исторической географии Института российской истории РАН «О создании атласа Смутного времени».
  7. Зоитакис Афанасий Георгиевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. «Духовное и историческое значение наследия преподобного Паисия Святогорца».
  8. Степанов Анатолий Дмитриевич, главный редактор интернет портала «Русская линия» г. Санкт-Петербург;
  9. Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы, председатель столичной Ассоциации учителей православной культуры. «О проекте «Путь святителя».
  10. Щербакова Марина Ивановна, доктор филологических наук, заведующая отделом классической русской русской литературы ИМЛИ РАН.

В поселке Борисоглебском открылись XVI Всероссийские Иринарховские чтения

Иринарховские чтения-326 февраля 2016 года в администрации поселка Борисоглебского начали работу Шестнадцатые Всероссийские Иринарховские чтения. Традиционно для участия в форуме приезжают писатели, историки, общественные деятели, философы, многие из них становятся участниками чтений ежегодно.

 

XVI Всероссийские Иринарховские чтения пройдут 26-27 февраля 2016 года в поселке Борисоглебский

XVI Всероссийские Иринарховские чтения проводятся 26-27 февраля 2016 года в поселке Борисоглебский под председательством митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона. Сопредседатель Чтений – епископ Переславский и Угличский Феодор.

 

400-летие преставления преподобного Иринарха Затворника отпраздновали в Борисоглебском мужском монастыре

26 января 2016 года, в праздничный день 400-летия со дня преставления преподобного Иринарха, затворника Ростовского, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Борисоглебском мужском монастыре поселка Борисоглебский Переславской епархии Ярославской митрополии.