Традицию дарить памятное Евангелие выпускникам школы возрождают в селе Вощажниково

Традицию дарить памятное Евангелие выпускникам школы возрождают в селе Вощажниково

Идея возобновить традицию дарить памятное Священное Писание молодым людям, выходящим во взрослую жизнь после окончания среднего общеобразовательного учреждения, принадлежит протоиерею Борису Украинцеву, настоятелю храма Преображения Господня села Вощажниково Борисоглебского благочиния Переславской епархии.
Подарочные экземпляры Евангелия от Луки формата А4 выполнены в твердом переплете на мелованной бумаге объемом около 230 страниц, половина из которых – иллюстрации. Красочное издание проиллюстрировано фресками ветхозаветных и евангельских сюжетов из местных храмов, расписанных в конце XVIII века мастерами ростово-ярославской иконописной школы. Издание содержит параллельные тексты на церковнославянском и русском языках и комментарии к изображенным сюжетам. Памятное Священное Писание издано в ноябре этого года и будет вручено выпускникам 9-х и 11-х классов 2019–2020-го учебного года Вощажниковской средней общеобразовательной школы.
— Известна дореволюционная традиция награждать выпускников гимназий, церковно-приходских школ и иных учебных заведений памятным экземпляром Святого Евангелия, — рассказывает отец Борис. — У меня хранится такое Евангелие, подаренное одному из выпускников церковно-приходской школы села Уславцево, из которого родом Параскева Ковалёва-Жемчугова, крепостная актриса и будущая графиня Шереметева. На вклейке в Евангелие указано, где и когда оно даровано, а также стоят подписи руководителя школы и священника местного Богоявленского храма.
Преображенский приход села Вощажниково связывает долгая и добрая дружба с местной средней школой. Благодаря ее директору, ныне покойной Татьяне Чистовой, и педагогам, много лет в школе преподается курс основ православной культуры, есть кадетский класс, большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Дети ухаживают за территориями заброшенных храмов и старыми погостами. Школьники имеют возможность подготовиться к исповеди и Причастию, присутствовать на литургии.
— Но остается проблема равнодушия современного ребенка к книге, — продолжает священник. — Как приблизить к сердцу современного школьника Благую Весть? Мы предлагаем нашим детям заглянуть в окошко, которое называется икона, даже шире —огромные настенные росписи конца XVIII века наших родных сельских храмов.
На приходе храма Преображения Господня еще две церкви — Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы. Троицкий храм расписан в 1790-е годы артелью Аргуновых — крепостными живописцами графов Шереметевых, которым принадлежало село Вощажниково. В это же время был расписан и храм Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы в селе Семёновском, неподалеку от Вощажниково, также принадлежавшем Шереметевым. Изображения в том и другом храме выполнены в манере ростово-ярославской иконописной школы. Сюжеты из Священного Писания, запечатленные на их стенах, навели отца Бориса на мысль издать Евангелие «с фресками».
— Мы взяли именно Евангелие от Луки, потому что оно пространное, с самым большим количеством сюжетов, — объясняет настоятель Преображенского храма, — выбрали наиболее сохранившиеся отдельные образы и сюжеты из Нового и Ветхого Заветов. Очень надеюсь, что наши дети, вглядываясь в эти зачастую полустертые изображения, «прочитают» в них старинное послание своих предков-богомазов, отправленное им почти четверть тысячелетия назад. Хочется, чтобы они, глядя на старинные фрески, ощутили, что Бог велик не только в великих соборах городов, но и в храме родного села. Где Бог, там и центр мира. Верующие на Руси хорошо понимали это, и крепкий крестьянин не страдал комплексом неполноценности и отсталости, который позднее навязала ему классовая пропаганда. Но потерявший Небо неизбежно теряет и землю, а потом и самого себя. Я об этом пишу в предисловии к подарочному изданию.
На обложку вынесен фрагмент фрески XVIII века из храма села Вощажниково «Иисус Христос. Моление о чаше», а открывается Евангелие иконой первой трети XVI века «Евангелист Лука» из государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль». Первая часть издания – текст Евангелия, вторая – евангельские сюжеты – иллюстрации с комментариями из компетентных богословских источников. Всего приведено более ста изображений со стен храмов Святой Живоначальной Троицы в селе Вощажниково и Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы в селе Семеновском. Встречаются сюжеты, которые весьма редко изображаются: Божия Матерь приходит к праведной Елисавете; отрок Иисус проповедует в храме; Христос усмиряет бурю; Иоанн Предтеча обличает царя Ирода; Закхей с дерева пытается увидеть Господа; Господь преломляет хлеб жестом, по которому Его узнают Лука и Клеопа; сцена уверения Фомы.
Притча о блудном сыне, помимо традиционной сцены покаяния, содержит «кадры» его разгульной жизни: как он отплясывает на пиру с блудницей. Притча о бревне в своем глазу изображена в манере, напоминающей лубочную. Есть такие уникальные сюжеты, как вручение Господом ключей от Царствия Небесного апостолу Петру, коронование Божией Матери, вложение шестокрылатым серафимом клещами угля познания Истины Господней в уста пророка, что приводит на память стихотворение Пушкина «Пророк».
— Если ребята, полистав иллюстрации, начнут читать само Священное Писание, это будет нашим достижением, — считает отец Борис. — Надо отметить, что многие приведенные в издании фрески в реальности находятся в бедственном состоянии, некоторые из них пришлось частично ретушировать для печати. Хочется надеяться, что евангельские изображения из храмов родного села разбудят в юных читателях сострадание и желание восстановить разрушенное.

Екатерина Пятунина
Пресс-служба Переславской епархии