В канун Недели 16-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во...

В канун Недели 16-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

5 октября 2019 года, в канун Недели 16-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью:
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем!
Как и за каждым богослужением, мы с вами сегодня много чего просили у Бога, и, в частности, просили сначала вечер, потом день — совершенный, святой, мирный и безгрешный.
Очевидно, что в этой просьбе, просьбе о совершенстве наступающего дня или наступающего вечера, содержится аллюзия на слова Священного Писания, которые призывают нас быть совершенными, «как Отец наш Небесный» (Мф. 5, 48). Очевидно также, что человек не может быть таким же совершенным как Бог, человеку недостижимо совершенное божественное знание, ведение и т.п. Человек не может быть совершенным как Бог, он может лишь к этому стремиться, и только в определенных сферах.
Если мы пойдем по пути увеличения знаний, будем приближаться к ведению Бога, то мы не спасемся, потому что нигде в Священном Писании не говорится о том, что путь спасения пролегает через увеличение знаний. Здесь же речь идет о том, чтобы нам быть спасенными, наследовать Царствие Небесное. И само это прошение подсказывает, что нам нужно делать.
Дальше говорится о святости. Будьте святы, потому что «Я Господь Бог ваш свят» (Лев. 11, 45), то есть избран и отделен от всего грешного.
Затем мы просим Бога даровать нам мирный день. Здесь содержится аллюзия на заповедь о миротворчестве: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
И в конце — безгрешность, в которой мы просим Бога, чтобы он нас сделал способными сохраниться от греха.
Если же осмыслить все прошение целиком, то получается, что через путь сохранения от греха идет через миротворчество как отречение от самого себя, такой путь приводит к святости и делает человека совершенным в духовном смысле. Вообще, то греческое слово, которое использует Евангелие и которое переведено на русский как «совершенный» в греческом языке имеет совершенно специфическое употребление. Оно не имеет никакого отношения к тому, что мы называем абстрактным, философским, метафизическим совершенством. Совершенной называется жертва, пригодная для принесения в жертву Богу, то есть жертва без порока. Взрослый человек, достигший своего полного роста — тоже совершенен, в противоположность не выросшему подростку. Студент, достигший зрелых знаний в своем предмете — совершенен, в противоположность начинающему ученику, который еще не очень хорошо понимает предмет.
Иными словами, представление греков о совершенстве связано исключительно с функциональной стороной. Они считали совершенным всякий предмет, который полностью выполнял функцию, для которой он был предназначен и изготовлен. Вещь характеризуется как совершенная, если она выполняет цель, для которой она была предназначена; человек совершенен, если он осознает или выполняет цель, для которой он был сотворен. Таким образом, человек будет совершенен, если он выполнит цель, для которой он был предназначен.
А для какой цели создан человек? Относительно предназначения человека Священное Писание говорит прямо. В библейской истории творения мы встречаем такие слова Бога: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Человек был сотворен, чтобы быть подобным Богу. Отличительной чертой Бога является Его любовь как к святому, так и к грешнику. Как бы люди не поступали по отношению к Нему, Он хочет для них лишь высшего блага. Вот тогда, когда человек в своей каждодневной жизни проявляет это неустанное прощение, эту жертвенную благожелательность, он становится подобным Богу и совершенным в том смысле, в каком это слово употребляется в Новом Завете.
Миротворчество здесь — ключевой момент. Человек, который стремится к миру, во многом самого себя должен уничижать и через это уподобляться Богу. Через то самоуничижение, которое мы видим во Христе, опять же, нам не доступное, но необходимое в меру каждого из нас.
Я очень надеюсь, что Господь нам не только на грядущую ночь, но и все дни нашей жизни сделает совершенными, святыми, мирными и безгрешными».

Пресс-служба Переславской епархии.