В канун Недели 18-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во...

В канун Недели 18-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

19 октября 2019 года, в канун Недели 18-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля-Залесского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди:
— Дорогие отцы, дорогие друзья!
Не помню где, не помню кто, но помню, что недавно и не в нашей епархии меня буквально схватила за рясу одна женщина, в руках у нее был ее домашний синодик, и она спросила: «Слушай, а вот как быть? Можно ли священников, архиереев, за которых я молюсь, поминать как рабов Божиих. Будет ли это оскорблением священного сана?»
И это на самом деле интересно, потому что показывает, что даже в церковной среде словосочетание «раб Божий» воспринимается с некоторыми негативными коннотациями, то есть несколько уничижающе.
Когда я сам себя называю «раб Божий», то я вроде как-то смиряюсь, говорю, что я раб. Понятно, что эти коннотации вызваны нашим знанием о рабовладельческом строе, знанием, что это плохо, что «мы не рабы, рабы не мы». Поэтому называть себя рабом это несколько обидно.
Но апостол Павел в Послании к Римлянам говорит о себе «Павел – раб Иисуса Христа» (Рим. 1, 1). Святитель Иоанн Златоуст и согласные с ним святые пишут о том, что рабство Иисусу Христу заключено в том, чтобы все делать по Его слову, то есть избегать греха и во всем полностью повиноваться Ему. Соответственно, получается, что когда кто-то, например, я сам или меня называют рабом Божиим, то это честь, это некий кредит доверия. Очевидно, что никто из нас не может сказать о самом себе, что он живет только ради исполнения слов Евангелия. У нас есть много других интересов, может мы и рабы чего-то, но точно не Евангелия. И это очень грустно. Но все мы, тем не менее, хотим быть рабами Божиими, иначе бы здесь не стояли.
Есть еще один пункт, о котором очень часто упоминают, и считаю необходимым, в рамках этой темы сказать о нем. В том месте, где в славянских и русских текстах Священного Писания стоит слово «раб» в словосочетании «раб Божий», в иврите есть слово «эвэд». И у этого «эвэд» есть много значений, одно из них – подросток. А чем характерны подростки? Родители всем их обеспечивают и создают у них иллюзию, что они самостоятельные. Но когда возникает какая-то проблема, то родители ее решают.
Это ровно то же самое, что делает с нами со всеми Бог. Он позволяет нам быть самостоятельными, Он позволяет нам, если мы хотим, думать о себе, как о людях, которые все могут. Но когда мы попадаем в какую-то сложную ситуацию, то Он приходит и нас спасает. Как родители дают своим детям средства к существованию, дают кров, дают пищу, так и Бог нам все дает, а потом немного отходит. То есть, относится так, как в норме родители относятся к своему ребенку-подростку.
Получается, что «раб Божий» на языке Священного Писания указывает на правильное отношение к Богу, это осознание своей подростковой сущности рядом с Богом, что, конечно, совершенно замечательно.
Я верю, что мы все, в свое время сможем чистосердечно сказать, что мы рабы Иисуса Христа и что наше единственное стремление — это исполнение Его всеблагой воли!

Пресс-служба Переславской епархии