В канун Недели 27-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во...

В канун Недели 27-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

21 декабря 2019 года, в канун Недели 27-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля-Залесского.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим с проповедью:
— Вера во Христа всегда подвергалась, и всегда будет подвергаться самым разным нападкам и искушениям, как внешним, так и внутренним. В каждом из нас боролись, и будут бороться ум и сердце, но, конечно, не сердце как мышечный мешок для перекачки крови, а сердце в библейском смысле — как средоточие всего человека. У каждого из нас ум и сердце далеко не всегда согласуют свои действия и свои стремления, а потому ум тянет в одну сторону, а сердце – в другую. Вроде бы правильнее – и нас так учат еще с дошкольного возраста – полагаться на ум и ему же доверять в первую очередь. Но есть проблема.
Современные нейробиологи говорят об уме довольно любопытные вещи, которые можно свести к тому, что наш мозг регулярно нас же обманывает. Он обманывает нас в наших воспоминаниях, убирая неприятное, сглаживая наши эмоции. Обманывает нас в том, что мы видим. В качестве уже набившего оскомину примера можно привести ту картинку, которую получает мозг каждого из нас в эти минуты. Никто из нас сейчас не видит собственного носа, тогда как нос виден всегда, но мозг убирает эту информацию, как ничего не значащую и искажает ту картину, которую передают глаза. Примеров того, как мозг действует с информацией, поступающей от органов чувств, – масса. И все они говорят о том, что полного доверия уму быть не может. Всем известна фраза Декарта «Cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую»), но все те же нейробиологи говорят, что сегодня это не совсем корректно, потому что тоже самое о себе могут сказать и машины, а потому «Sentio ergo sum» («я чувствую, следовательно, я существую»).
С одной стороны, христианство – религия разума, мы призваны славить Бога разумно. Мы призваны знать предмет своей веры и уметь говорить о нем. Мы должны всю свою жизнь старательно изучать то, во что верим. Но при этом приоритет сердечного восприятия веры — тоже один из пунктов христианского учения, познаваемого разумом.
Базируется он в том числе на словах, которые Господь сказал Клеопе и его спутнику, предание говорит, что это был сам автор третьего Евангелия апостол Лука: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25). Оказывается, можно быть несмысленным не только разумом, но и сердцем. Происходит это тогда, когда человек всецело начинает полагаться на интеллектуальное восприятие реальности, когда он пытается подойти к Богу с земными лекалами. Когда он пытается быть интеллектуалом там, где речь идет о Непостижимом.
Все Христово благовестие говорит нам, что такой подход крайне неверен, и недаром апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Апостол Иоанн говорит о Боге в терминах любви, а любовь – всегда иррациональна, если у человека есть ответ на вопрос, почему он любит кого-то, то это означает, что никакой любви нет.
Если человек любит, то он не может перестать надеяться. Мы знаем примеры того, как жены десятилетиями ждали своих мужей с фронта, несмотря на полученные «похоронки», несмотря на доводы разума, и дожидались их. Ну а пока ждали, они видели своих любимых повсюду. Но только это не был обман мозга, это было свидетельство любящего сердца. Любовь заставляет прочитывать строки о том, кого любишь в совершенно особенном ключе. Именно так должны были прочесть строки о Христе Его апостолы. Но у них не получилось. Они оказались не готовы к встрече с Воскресшим Христом на дороге в Эммаус. Не было должной любви, а потому интеллект и сухое умственное прочтение текстов Ветхого Завета лишило их сердечной чуткости и, как мы сейчас понимаем, правильного понимания этих текстов.
Дай нам всем, Господи, такую к Тебе любовь, чтобы мы были готовы к встрече с Тобой где угодно и когда угодно! Чтобы мы видели Тебя повсюду, ощущали Твое присутствие среди нас!

Пресс-служба Переславской епархии