В канун престольного праздника епископ Феоктист возглавил всенощное бдение в храме Севайстийских мучеников

свящ. Михаил Васильковский, Алексей Пичугин
Фото

21 марта 2020 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, дня памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Сорокосвятском храме Переславля.

После великого славословия владыка совершил чин выноса Креста.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас с Неделей Крестопоклонной, престольным праздником Сорока Севастийских мучеников и юбилейной датой храма.

В Библии можно увидеть несколько разных заветов, то есть договоров: Адамов, Ноев, Авраамов, Моисеев и венец всех возможных заветов — Новый Завет — Христов. Все это совершенно разные уровни общения Бога и человека. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на второй из этих заветов — на завет Бога с Ноем. Одним из самых ярких отличий этого завета от Адамова является позволение употреблять в пищу абсолютно все, исключение лишь одно: нельзя есть «плоть с душею ее, с кровью ее» (Быт. 9, 4). Но с чем связано это изменение?

Довольно любопытна и весьма категорична мысль святителя Василия Великого. Право на категоричность ему дает фраза книги Бытия, которая звучит там же: «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8, 21). Святитель Василий видит в позволении употреблять в пищу мясо животных некоторое отчаяние и разочарование Бога. Вот его слова: «Когда не стало надежды на совершенство, тогда дозволено наслаждение». Слова великого учителя Церкви звучат довольно странно. Они выглядят как некое попустительство со стороны Бога, как Его отказ от дальнейшего промышления о человеке. Но мы прекрасно знаем, что Бог не оставил Своего творения, в противном случае на Ное можно было бы поставить точку, вся дальнейшая история Священного Писания не имела бы никакого смысла. Святителя Василия можно понять, его слова обусловлены его же целью, а она сосредоточена в нравственной плоскости, святитель пытается донести очень важную мысль: Бог может отвернуться от человека, тот факт, что человек перестает страдать и быть в чем-то ограничен, может означать не милость со стороны Бога, а Его попустительство, это очень важная мысль, ее следует помнить каждому из нас. Далеко не всегда хорошее здоровье, стабильный доход, отменный аппетит, отсутствие каких бы то ни было серьезных проблем — признак благословения и того, что такой человек пользуется особой благосклонностью Бога. Вполне может оказаться, что Бог попросту отвернулся, что внешнее благополучие — следствие попустительства, богооставленности. И критерий здесь один — собственная совесть, которая ясно свидетельствует, на что обращены наши помышления, на зло или на добро.

Сегодня началась Крестопоклонная седмица Великого поста. И сегодня же мы вспоминаем Севастийских мучеников. Мы стоим у Креста Христова, мы видим перед собой икону мучеников. Господь на Кресте не думал о Себе Самом, Он думал о нас, о каждом из нас. Севастийские мученики думали о Христе и о Его Кресте. Господь принял Страдания по любви к человечеству, Он верил и верит в каждого из нас, а мученики приняли страдания и смерть по любви ко Христу, они верили Его обетованиям о Жизни вечной, верили исключительно на основании сердечного свидетельства. Ни Христос на Кресте, ни святые мученики не думали о себе. На основании этого можно провести мысленный эксперимент: о чем думаем в этот день мы с вами? Я далек от способности читать мысли. Зачастую даже мои собственные мысли от меня ускользают. Но я знаю, что если мы перед Христовым Крестом думаем о себе самих, значит, от нас что-то ускользает. Значит, любовь Христова нас еще не коснулась, значит и все то, что происходит в нашей жизни, может оказаться не промыслом Божиим о нас, а Его попущением.

 

Похожие публикации