В Неделю святых праотец епископ Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы...

В Неделю святых праотец епископ Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы в селе Троицкое

29 декабря 2019 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы в селе Троицкое Переславского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим с проповедью:
— Дорогие друзья, с воскресным днем вас, последним в этом году!
Пир, который сегодня упоминался в евангельской притче Христа Спасителя, — это тот эсхатологический пир, который будет в конце времен. Тема пира была известна со времен пророка Исайи: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25, 6-8). То есть со времен Исайи богоизбранный народ, который ожидал Помазанника, Мошиаха, Мессию, Христа, знал, что после воцарения, после Своей победы, окончательной победы, Христос устроит пир. И люди ждали.
Но каким будет этот пир? Из этих слов Исайи было понятно, что Христос упразднит смерть, знали, что Он принесет свободу. Но свобода может быть понимаема как угодно, это может быть вседозволенность, это может быть внешняя свобода государства, существует бесконечное множество прочтений свободы. Израильский народ не совсем понимал, как это будет.
Христос приходит и говорит о Своем пире, говорит в рамках притчи. Выясняется, что пир, который устроит Спаситель, имеет одну удивительную особенность, о которой не упоминает пророк Исайя. Оказывается, что можно прийти на этот пир, а можно не прийти. Мероприятие, как бы сегодня сказали, протокольное, но не обязательное, хочешь — приходишь, хочешь — не приходишь. Свобода, которую дает Христос, именно такая, хочешь — пользуешься ей, хочешь — не пользуешься. Можно вообще делать, что угодно. Хочешь жизнь вечную и пребывание с Богом — пожалуйста, не хочешь — никто тебя не заставляет. Все что хочешь и как хочешь. Церковь продолжает эту мысль Христа и никого не принуждает.
В древних патериках есть история о том, как некоему подвижнику явился дьявол в образе «Христа» и сказал: «Я — Христос, поклонись мне». Подвижник ответил: «Нет, Христос такого никому никогда не скажет, поэтому ты – дьявол». И действительно, видение исчезло, оставив после себя смрад. Христос такого никогда не скажет, поклонение Христу может быть только свободным, хочешь — покланяешься Ему, не хочешь — можешь этого не делать. Хочешь — участвуешь в пире, не хочешь — не участвуешь. Все просто. Наказание? Да нет никакого наказания, кроме того, что в случае отказа человек оказывается вне богообщения. Само по себе это смерть и это очень страшно, но кому-то так проще.
Пир, о котором говорит Христос в этой притче, и пир, о котором говорит пророк Исайя, уже начался, он идет, потому что Христос пришел и совершил свою окончательную победу. Участвовать или не участвовать в этом пире? Как хотите. Сегодня большинство участвовать не стало. Пир этот — Литургия, причащение святых Тела и Крови Христовых. У тех, кто сегодня не причащался есть оправдание: некогда, болею, не хочу, устал, не готов… Пожалуйста, не хотите вы, будут причащаться другие. Я не укоряю, просто говорю о том, что пир идет, и все приглашены. Господь приглашает!
Давайте будем об этом помнить, участие в этом пире делает нас наследниками Христова Царства, а неучастие — нас отторгает от Царства. И причин, серьезных причин, настоящих и уважительных, кроме нашего нежелания быть с Богом, нет и быть не может.
Но не грустите, скоро Рождество Христово и Новый год. Будем надеяться, что все мы в Новом году исправимся. В том числе и в смысле более частого участия в этом пире. Ангела всем хранителя!

Пресс-служба Переславской епархии