В третий день праздника Рождества Христова епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском...

В третий день праздника Рождества Христова епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

9 января 2020 года, в третий день праздника Рождества Христова и день памяти апостола первомученика архидиакона Стефана, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим со словами проповеди:
— Дорогая матушка, дорогие сестры, дорогие братья, отцы, сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Насколько мне известно, любому взрослому мыслящему человеку, который имеет опыт богообщения, опыт молитвы, известна проблема молчания Бога, когда Бог ничего не отвечает на наши к Нему воззвания. Мне думается, что только пребывающий в иллюзиях в отношении духовной жизни человек может не заметить эту проблему — проблему молчания Бога. Почему Бог молчит? Почему Бог не всегда нам отвечает?
Сегодняшнее евангельское чтение о том, как после изгнания торгующих из храма, к Христу подошли люди — иудейская религиозная знать — и задавали Ему ряд вопросов. Один из этих вопросов: «какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 27) Господь спрашивает в ответ: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Мк. 11, 30). Первосвященники, книжники и старейшины не смогли ответить. И тогда Господь отказался отвечать им на их вопрос. Почему же Христос не стал отвечать этим людям? Крещение Иоанново — это своего рода лакмусовая бумажка. Эти люди были абсолютно уверены в том, что они знают, как взаимодействовать с Богом, знают, Кто такой Бог, знают, что Бог требует от них, знают все обряды и ритуальные предписания. И тут появляться Иоанн Предтеча, появляется буквально из ниоткуда, выглядит крайне необычно, приходит, проповедует и говорит, что природные иудеи должны проходить то же самое омовение покаяния, которые было необходимо язычникам, чтобы стать иудеем. Это нечто странное.
Если сегодня здесь появится человек, которого все почитают как прозорливого старца, и он скажет нам: «Ты и матушка Еротиида, вам здесь не место, выйдете и стойте входа в храм!», — что мы ему ответим? Скорее всего, ничего, мы просто вызовем охрану и удалим этого смутьяна. Мы не станем его слушать, а его слова воспримем не как голос Бога, а как оскорбление.
Точно также Иоанн Предтеча, который говорил, что иудеям необходимо омовение покаяния в водах Иордана, оскорблял чувства иудеев. Это было крайне неприятно, особенно для религиозной знати. Ему не захотели поверить, а почему? Потому что в их — а зачастую и в нашем — представлении Бог вполне предсказуем, с Богом можно общаться так, чтобы Его реакция была понятно и известна заранее. Но Богом невозможно манипулировать, невозможно предугадать Его реакцию, потому что мы от Него зависим, а не Он от нас. Он совершенно свободен в своих действиях. Поэтому Господь и задает вопрос: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Можно переформулировать: «Вы признаете, что Бог свободен действовать так, как решит нужным, и что ваше дело Его слушать, а не Его дело слушать вас. Вы готовы принять это или нет?» Они отвечают, что не готовы. И Господь умолкает: «и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Мк. 11, 33). Потому что отвечать нет смысла, эти люди готовы слышать только самих себя. Когда Бог молчит по отношению к нам, это означает, в том числе и то, что мы в эту секунду, в эту минуту, в этот период жизни, не готовы слышать Бога. А готовы слышать только себя.
Очень важно понимать, что Бог не ограничен никакими человеческими рамками. Нет той точки, по достижении которой можно сказать, что Бог меня теперь всегда слушает, что я могу Им манипулировать, что я знаю, как Он дальше поступит. Нет, никто так не может сказать. А кто так думает про себя, кто думает, что он взошел на какую-то особенную ступень, тот уподобляется тем людям, с которыми Бог просто перестает говорить. И их мнение о голосе Бога — иллюзия, которая живет лишь в их головах.
Мне бы хотелось в эти рождественские дни пожелать каждому из нас, чтобы мы оставались всегда чуткими к голосу Бога и были готовы следовать за Его голосом, чтобы были Ему открыты, чтобы не боялись Его слов, какими бы они ни были, ведь Его воля благая и всесовершенная. Пожелать, чтобы свои представления мы повергали к стопам Воплощенного Бога, чтобы мы были открыты к богообщению.
Еще вас всех с Рождеством Христовым. Благодарю за совместную молитву.

Пресс-служба Переславской епархии